«Маленькие женщины»: история в истории
«У женщин есть ум, есть душа и есть сердце. Они амбициозны, талантливы и просто красивы. Я больше не хочу слышать, что удел женщины – удачно выйти замуж. Либо я стану великой, либо никем».
Фильм, от которого веет романтикой «Унесенных ветром», увидеть не хотите ли? 🙂 Такую возможность нам предоставит режиссер Грета Гервиг 🙂
Картина «Маленькие женщины» – это экранизация одноименного романа писательницы Луизы Мей Олкотт, написанного в 1868 году. Книгу в киносценарий адаптировала сама Гервиг, и она «стремилась предельно реалистично передать чувства героев».
Действие происходит в США в годы Гражданской войны (1861-1865). В центре сюжета – четыре сестры: Мэг, Джо, Бэсс и Эми, которые во что бы то ни стало и несмотря ни на что (этот повтор ради усиления эмоциональности момента!) хотят жить по СВОИМ правилам. Почти феминизм, да 🙂
Девочки взрослеют на фоне событий военного времени XIX века, но проблемы, с которыми они сталкиваются, актуальны и сейчас: первая любовь, разочарования и разлуки, поиски себя и своего места в этом мире.
Изначально роман был издан в двух частях: первая рассказывала о беззаботном детстве сестер Марч, а вторая – об их взрослении и зрелости, наполненных суровыми реалиями исторических событий.
Гервиг же решила связать два периода, и в итоге у нее получились воспоминания четырех женщин, которые размышляют о том, как благодаря (и вопреки) своему прошлому они стали теми, кто есть. По большей части повествование ведется от имени Джо Марч.
«Я столько раз читала «Маленьких женщин» в детстве, что уже не могу вспомнить, когда сделала это впервые. Кажется, что роман и его персонажи всегда были частью моей жизни, – делится Гервиг. – Я ассоциировала себя с Джо Марч – озорной хулиганкой и начинающей писательницей, которая категорически не соглашается с образом женщины, навязываемым стереотипами эпохи. Она была той, кем я хотела быть».
Разумеется, «Маленькие женщины» вдохновили не только Гервиг, но и многих ее коллег – как режиссеров, так и писательниц. Например, героини романа Элены Ферранте «Моя гениальная подруга» склоняются над зачитанной до дыр книгой Олкотт и мечтают написать свою 🙂 К слову, по обоим произведениям сняли сериалы, а по «Маленьким женщинам» – еще и фильм (в 1994 году).
Путь от классического романа до его современной киноверсии также помогла пройти группа весьма воодушевленных сестрами Марч женщин 🙂 Больше всего им импонировала идея о том, что юноши и мужчины, появляющиеся в картине, всегда остаются на периферии сюжетной линии 🙂
«Самое замечательное в романе Олкотт то, что женщины не служили инструментом для рассказа чьей-то чужой истории. Сейчас самое время для этого фильма, потому что мы заговорили о праве выбирать, кем нам быть, о равной оплате труда, о сути власти и о том, как сосуществовать с мужчинами. Грета все эти актуальные темы вложила в сценарий, оставив основу Олкотт», – говорит продюсер Эми Паскаль.
А ведь книги Луизы могло не быть… Сочинительством она, конечно, занималась с детства, и любила это делать, но была вынуждена подрабатывать учительницей, швеей и гувернанткой. Впрочем, с 17 лет Олкотт зарабатывала и пером, правда, печаталась под псевдонимом (А. М. Бернард) и писала только мужские истории. Да, друзья, в те времена литературу считали сугубо мужским занятием, а книги женщин или о женщинах издавались в крайне редких случаях.
В какой-то момент, на волне первого – мужского – успеха, Луиза не смогла отказать себе в желании попробовать написать женскую прозу, которая наравне конкурировала бы с рассказами о мальчиках 🙂 Источником вдохновения для нее стала собственная большая семья – прообразами главных героинь «Маленьких женщин» выступили сестры Луизы и она сама (Джо).
Роман, который взялся напечатать бостонский издатель Томас Найлс, стал настолько популярным, что Луизу попросили написать продолжение, в итоге первая книга состояла из 47 глав. Произведение получилось во многом автобиографическим, но не во всем – так, в отличие от Джо, Олкотт никогда не была замужем. Однако, согласно сохранившемуся письму, Луизе пришлось выдать героиню замуж не по своей воле – того требовал издатель.
Факт остается фактом: своего рода литературный эксперимент предопределил дальнейшую судьбу Луизы – Олкотт стала не просто успешной писательницей, но и активным борцом за права женщин. Впрочем, родители сестер Олкотт тоже верили в равноправие мужчин и женщин и всячески способствовали тому, чтобы девочки занимались тем, к чему лежит сердце. В общем, о жизни самой Луизы Олкотт впору снимать фильм 🙂
Но вернемся в наши дни – «Маленькие женщины» переведены более чем на 50 языков, их персонажи стали героями спектаклей, оперы, фильмов, сериалов и даже аниме! Гервиг признается, что при написании сценария учитывала предыдущие экранизации и постановки, но заверяет, что такой вариант видения истории, как у нее, раньше никто не делал 🙂 #вместоспойлера: финал будет таким, каким, предположительно, он бы был, не вмешайся в творчество издатель 🙂
Итак, а сестры – кто? 🙂 Прообраз самой Олкотт – Джо – сыграла Сирша Ронан, фразой ее героини и начинается этот материал 🙂 Гервиг и Ронан ранее уже работали вместе – на номинированном на «Оскар» фильме «Леди Берд» (дебют Гервиг в качестве режиссера и сценариста). Интересно, что Грета выразила желание снять картину по мотивам романа «Маленькие женщины» еще до успеха «Леди Берд», а после выхода того проекта была уверена, что со сложной ролью Джо справится именно Ронан.
«Я не могу объективно говорить о Сирше, потому что считаю ее подлинным гением, – признается Гервиг. – Честное слово, мне очень повезло, что она согласилась вновь поработать со мной». Паскаль вторит режиссеру: «Сирша бесподобна, она, пожалуй, самая эмоциональная актриса нашего времени». Остается только напомнить, что у Сирши к 25 годам уже четыре номинации на «Оскар», в том числе за «Маленьких женщин».
Сама Ронан отмечает, что приглашение сыграть Джо – героиню, так любимую миллионами читателей во всем мире, стало для нее лестным предложением, но вместе с тем и серьезным испытанием. «Главная тема истории – в том, что девушкам необходимо искать свой путь в этом мире, сколь трудными ни были бы поиски. Джо похожа на девчонок, которых без труда можно встретить в наши дни», – считает актриса.
Роль старшей из сестер – Мэг Марч – досталась Эмме Уотсон («Красавица и Чудовище», франшиза о Гарри Поттере). «Мэг мечтала стать матерью и женой, но эти мечты не мешали ей быть феминисткой. Мы видим, что она готова сражаться за свою мечту, потому что знает: все хорошее в этой жизни нужно заработать», – объясняет позицию своей героини Уотсон, к слову, дважды номинантка на «Оскар».
В образ Бэсс Марч перевоплотилась Элайза Сканлен («Острые предметы»). «Бэсс – очень непростая героиня: она застенчивая и замкнутая, но в ней есть некая скрытая энергия и внутренняя сила», – говорит Сканлен. Актриса добавляет: «Мы живем в очень экстравертированном мире, где нужно быть громкими, общительными и эмоциональными. Было интересно найти способ показать, что сила может проявляться также в тишине и вдумчивости, а интровертам тоже есть что сказать».
Роль самой младшей Марч сыграла Флоренс Пью («Маленькая барабанщица», «Черная вдова»). Эми мечтает стать великой актрисой, но понимает, что до величия ей пока далеко, при этом она очень умна и склонна к перфекционизму (и уже хотя бы поэтому достойна восхищения) 🙂 Пью, номинированная за эту роль на «Оскар», отмечает: «Мне была интересна моя героиня именно как творческая личность, которая всегда стремится сделать все как можно лучше или не делать вовсе».
В Марми Марч – мать столь разных девочек – перевоплотилась Лора Дерн (две номинации на «Оскар»). «Кажется, мне было 13 лет, когда я впервые прочитала книгу. В романе Олкотт мать дает настолько радикальные советы, что они казались мне таковыми даже в 1980-х, что уж говорить о той эпохе!» – рассказывает Дерн. Во время подготовки к роли актриса изучила доступные материалы о матери писательницы – Эбби Мэй, с которой во многом был списан образ Марми.
«Я читала переписку Луизы с матерью и думала, как было бы здорово, если бы современные матери и дочери могли переписываться с такой же откровенностью, если бы можно было обсуждать вопросы о том, каково быть женщиной и какие нужно ставить цели в жизни. В какие-то моменты мне с трудом верилось в откровенность этих отношений», – признается актриса.
Роль тети Марч сыграла легендарная Мэрил Стрип. В отличие от Марми, она не мечтательница, и открыто говорит о том, что мир может кардинально отличаться от того, каким мы его себе представляем, и о том, что необходимо научиться маневрировать, чтобы обходить мели и рифы, попадающиеся на пути 🙂 Одновременно она уверена, что любой может попытаться изменить этот мир, и очень любит иронизировать 🙂
«Я просто обожаю Мэрил Стрип, она – подлинная королева экрана!» – не сдерживает восторга Гервиг. Впрочем, на юных коллег по съемочной площадке Стрип (21 номинация на «Оскар» и три премии на выходе) произвела такой же эффект 🙂 «Тетя Марч непредсказуема до комичности, а Мэрил уморительна в своей роли!» – говорит Уотсон. Ронан ей вторит: «Было очень круто поработать с Мэрил! У нас была одна сцена тет-а-тет, и я старалась изо всех сил, чтобы ничего не испортить».
А теперь – немного о том, кому достались второстепенные для этой истории мужские роли 🙂 Мужчины как бы наблюдают за дамами со стороны и при этом стремятся помочь им, а не мешать, что уже само по себе интересно 🙂
Соседа семейства – Теодора «Лори» Лоренса, который влюблен в двух сестер, – сыграл Тимоти Шаламе, недавно блиставший в ромкоме «Дождливый день в Нью-Йорке» и ставший самым молодым с 1939 года номинантом на «Оскар» в категории «Лучший актер» за драму «Зови меня своим именем».
Интересно, что Ронан и Шаламе ранее встречались на съемочной площадке упоминавшегося выше фильма Гервиг «Леди Берд», что наложило положительный отпечаток на вторую совместную работу актеров 🙂 Ронан признается: «Мы хорошо узнали друг друга на предыдущем проекте и успели подружиться. Когда работаешь с одним и тем же актером, появляется чувство уверенности и защищенности».
«Тимоти не уступает Сирше ни в харизматичности, ни в эмоциональности, ни в таланте, а это было очень важно, потому что Джо и Лори напоминают двойников. Джо – девушка с мужским именем, а Лори – юноша с женским именем. Он – словно близнец Джо другого пола», – отмечают Гервиг и Паскаль.
Мистера Лоренса – дедушку Лори – сыграл обладатель премии «Оскар» Крис Купер. «В Крисе чувствуется некая тихая сила, которая помогала мне успокоиться. Он – один из тех необычных людей, кто говорит лишь тогда, когда есть что сказать. Я горжусь тем, что поработала с ним, благодаря этому я многому научилась», – делится Сканлен.
Роль отца девушек семейства Марч – Роберта – досталась Бобу Оденкерку («Во все тяжкие», «Лучше звоните Солу»). Актер понимал, что прототипом персонажа выступил отец писательницы – Бронсон Олкотт, поэтому прочитал о нем все, что смог найти. В отличие от Роберта, Бронсон никогда не был на войне, но тоже боролся за права женщин.
У Оденкерка сложилось мнение, что «Роберт представлял собой такого отца, о котором Луиза мечтала, то есть менее эксцентричную версию ее собственного». «В романе «Маленькие женщины» замечательно то, что мужчины… вторичны, а в центре сюжета – женские истории. Роли дочерей моего героя сыграли одни из самых лучших актрис нашего времени, и мне было приятно работать в таком окружении», – признается Оденкерк.
Профессора Фридриха Баэра играет Луи Гаррель («Мечтатели»), вот что говорит актер о своем герое: «Фридрих олицетворяет вожделенную для Джо область – мир книг и интеллектуалов». Джо и Фридриха ждет серия словесных перепалок, и, по признанию Ронан, именно эти сцены стали ее любимыми, ведь «Луи умел любую реплику, которая могла бы показаться оскорбительной и надменной, превратить в честную и искреннюю».
Ну что ж, теперь пришло время рассказать о закадровой команде 🙂 «Грета набрала первоклассных специалистов, включая оператора Йорика Ле Со, художника-постановщика Джесса Гончора и дизайнера костюмов Жаклин Дюрран, она хотела работать с теми, кто был способен справиться с любыми трудностями и не побояться при необходимости бросить вызов режиссеру», – рассказывает Паскаль.
Во время размышлений о дизайнерской стилистике фильма Гервиг вдохновлялась картинами той эпохи, начиная с европейских импрессионистов и заканчивая американским художником Уинслоу Хомером. Грета считает, что Ле Со удалось уловить ее видение повседневной жизни того времени и превратить его в красочную картинку.
«Нужно было создать ощущение, словно зритель реагирует на поведение сестер в режиме реального времени, и я знала, что на предыдущих его проектах была именно такая энергетика», – отмечает Гервиг, добавляя, что фильм снимали на пленку. А мы добавим, что среди прошлых работ Ле Со – «Большой всплеск», «Высшее общество», «Бассейн» и «Выживут только любовники».
Художник-постановщик Гончор рассказывает, что его главной и самой сложной задачей было создание дома семьи Марч. «Снаружи он должен был казаться обшарпанным, но внутри представлять собой обитую вельветом шкатулочку с драгоценностями. Нам хотелось, чтобы у зрителей невольно появилось желание пожить в таком доме», – объясняет свою миссию Гончор.
Олкотт никогда не называла город, в котором живет семья Марч, но некоторые детали указывали на то, что действие происходит в ее родном Конкорде (штат Массачусетс), поэтому именно в тех местах Гончор искал вдохновение 🙂 Во время подготовительного периода он составил подробную карту местности, чтобы не упустить важные для них с Гретой детали, например, то, насколько близко располагались особняки соседей или как далеко находилась железнодорожная станция.
Скажем даже больше: экстерьеры домов, в которых жили семьи Марч и Лоренс, возвели поблизости друг от друга в реальном Конкорде. У команды Гончора ушло 12 недель на то, чтобы создать главный дом фильма вручную – точно так же, как строили в позапрошлом веке. Многие детали дизайнеры и строители подсмотрели в сохранившейся до наших дней усадьбе Олкотт, где сейчас находится музей писательницы.
«Джесс немало времени потратил на то, чтобы все измерить и узнать обо всех особенностях дома. Я был впечатлен тем, сколь значимыми для кинематографистов были такие тонкости и нюансы», – рассказывает исполнительный директор музея Ян Тернквист.
Интерьеры дома (первый этаж, спальни и чердак) были выстроены на складе во Франклине (Массачусетс), поскольку музей Олкотт был слишком мал для таких съемок. А вот сцены в поместье, где проживало семейство Лоренс, снимались в реальном особняке в Ланкастере (Массачусетс).
Центр города Гончор воссоздал в Гарварде, расположенном неподалеку от Конкорда, так как там с 1770-х годов сохранились церковь и магазин, но, конечно, многое пришлось достроить. Городок Лоуренс (Массачусетс) «сыграл» в фильме Нью-Йорк 1868 года, а Ипсвич и Бостон (оба – Массачусетс) – Париж 🙂 Среди других реальных локаций, которые мы увидим на экране, будут музей, театр и просто здания в Бостоне.
Отдельного упоминания заслуживает команда костюмеров, работа которой на исторических проектах не менее важна, чем роли остальных закадровых цехов. Над модными образами героинь трудилась именитый дизайнер костюмов Жаклин Дюрран, которой не привыкать к этой тематике.
На счету Дюрран такие картины, как «Гордость и предубеждение» и «Анна Каренина», за последнюю Жаклин и вовсе получила премию Американской киноакадемии (всего она семь раз была номинирована на «Оскар», в том числе за «Маленьких женщин»). Дюрран работала и в близкой тематике, в частности, на картинах «1917» и «Красавица и Чудовище».
Жаклин в детстве читала «Маленьких женщин» и восхищалась романом. «Я начала с того, что ознакомилась со сценарием и расспросила Грету о том, какими она видит персонажей, потом узнала все, что можно, об Олкотт и ее семье», – рассказывает дизайнер.
Дюрран и Гервиг также провели совместное исследование, собрав впечатляющую подборку фотографий викторианской эпохи, включая работы Джулии Маргарет Кэмерон – профессионального фотографа XIX века. Кроме того, Дюрран изучила картины того времени, написанные американскими и европейскими импрессионистами.
«Каждый костюм – это плод нашей фантазии, основанный на впечатлениях от различных изображений, но в тот вариант, что вы видите на экране, уже внесли свои коррективы актеры», – говорит Дюрран. Можно сказать, что Жаклин – актерский дизайнер, ведь она понимает важность одежды персонажа для передачи тонкостей его характера, поэтому разрешает артистам предлагать свои варианты улучшения костюма 🙂
Режиссер Кристин Эдзард специально для «Маленьких женщин» предоставила Дюрран обширные гардеробные Sands Films Costumes, то же самое сделал и владелец костюмерной компании Джон Брайт. «Кристин невероятно много знает о моде, костюмах и тканях XIX века, она оказала бесценную помощь в работе над образами Джо, Бэсс и Лори. Джон же помогал нам собирать гардероб тети Марч», – поясняет Дюрран.
Жаклин разработала для каждой из сестер собственную цветовую палитру. Так, Джо предпочитает яркие цвета, включая красный и синий, Мэг – сиреневый и зеленый, Бэсс – розовый, а Эми – светло-голубой. «Каждая из них по-своему понимала этот мир, и костюмы должны были соответствовать мировоззрению», – объясняет Жаклин.
Что касается гардероба Марми, то дизайнер решила сделать ставку на практичность, чтобы в одном костюме можно было одновременно и хозяйством заниматься, и из дома выйти без чувства неловкости за свой внешний вид . Никаких послаблений не было только для тети Марч – та носила викторианские костюмы без изысков, которые могли позволить себе (и позволяли) ее племянницы.
Для работы над музыкальным наполнением картины Гервиг привлекла знаменитого композитора Александра Деспла. Маэстро поставили задачу «написать музыку, которая казалась бы классической, но при этом была необычной». «Александр знает, как с помощью музыки создать целый мир!» – восторженно говорит Гервиг.
В профессиональной компетенции Деспла сомневаться не приходится – он работал на проектах Уэса Андерсона, Стивена Долдри, Дэвида Финчера, Стивена Фрирза, Тома Хупера, Энга Ли, Терренса Малика и Анджелины Джоли, за что девять раз был представлен к «Оскару» (и дважды получил премию). Текущая номинация станет для него юбилейной, десятой 🙂
Понятно, что фильм «Маленькие женщины» получился благодаря работе всей команды, но он не случился бы, не будь Гервиг, ведь именно она изначально загорелась этой идеей. «Фильм жил внутри меня, мне просто необходимо было его снять», – признается Грета. Но сначала, как мы уже упоминали, она прогремела как режиссер своей «Леди Берд» 🙂 «Иногда надо довериться истории (читать: судьбе)», – уверена Гервиг.
«Я думаю, картина будет востребована современными зрителями, поскольку рассказывает о том, что женщины могут быть сильными, но вместе с тем любимыми и уважаемыми. Это еще и история о том, как важно помнить детство, о том, как мы меняемся с течением времени, о том, как трудно быть творческой личностью и отвоевывать свою независимость», – говорит Паскаль.
«В романе «Маленькие женщины» заложен подтекст, который необходимо услышать представителям всех поколений: что бы ни случилось, вы всегда должны оставаться самими собой и не позволять кому бы то ни было прерывать ваши попытки проявлять несогласие, гнев, уязвимость, эмоциональность, благодарность или чувство юмора», – отмечает Дерн.
«Эта история по-прежнему актуальна, поскольку повествует о нетленных человеческих ценностях, она могла бы быть рассказана в любом месте и в любое время», – считает Гервиг. Но рассказала ее именно Гервиг и именно сейчас, за что была удостоена шести номинаций на «Оскар-2020» (и почти наверняка получит одну-две статуэтки, но об этом мы узнаем только 9 февраля*).
Историческую мелодраму «Маленькие женщины» можно будет увидеть на больших экранах российских кинотеатров уже 30 января 2020 года. Экранная продолжительность литературных событий, ставших киношными, – чуть более двух часов. Приятного просмотра всем от 12 и старше! 🙂
Татьяна Витковская
Кадры из фильма предоставлены компанией Sony Pictures
* UPD. Жаклин Дюрран получила свой второй «Оскар» за дизайн костюмов, с чем мы ее и поздравляем 🙂 Интересно, что снова за работу в историческом проекте. Может, это судьба? 🙂