История родом из 1917-го…

История родом из 1917-го…
История родом из 1917-го…
User Rating: 3.9 (1 votes)

«Оскароносный» британский режиссер Сэм Мендес, не так давно подаривший нам два фильма об агенте 007, на сей раз снял историческую картину. Драма «1917» рассказывает об одном дне из фронтовой жизни британских солдат во время Первой мировой войны.

Младшим капралам Шофилду и Блейку дают задание пересечь нейтральную полосу и сообщить своим, находящимся на оккупированной территории и готовящимся к наступлению, о засаде в том районе. На кону жизни 1600 солдат, среди которых и родной брат Блейка… Да и Шофилду с Блейком хотелось бы остаться в живых…

Главные роли в картине достались Джорджу МакКею и Дину-Чарльзу Чепмену (оба в течение пяти месяцев до начала съемок занимались военной подготовкой), а компанию на площадке им составили Марк Стронг, Эндрю Скотт, Ричард Мэдден, Клэр Дюбурк, Колин Ферт и Бенедикт Камбербэтч.

 «Я впервые понял, что такое война, когда мой дед Альфред Х. Мендес рассказал мне о своем участии в Первой мировой войне, – говорит Мендес. – Наш фильм – это выдуманная история, но некоторые сцены и характерные аспекты военной жизни во многом взяты из его воспоминаний».

Мендес несколько лет изучал мемуары о Первой мировой войне, написанные участниками тех трагических событий, в том числе кровопролитной битвы на линии Гинденбурга, и создал «фантастику, основанную на фактах».

«В основу истории был положен рассказ о человеке, который должен был доставить послание из одного места в другое, оставшийся в моей памяти, – продолжает режиссер. – Этот фильм – отражение опыта деда (и его сослуживцев), сути того, через что прошли все эти люди, чем они жертвовали».

В массовых сценах играют настоящие люди, а не их «цифровые копии», как во многих подобных фильмах. Мендес лично выбрал 500 актеров для эпизодов. Военные консультанты обучили их в тренировочном лагере основам ведения боя, атаки и обращения с оружием, как и актеров второго плана, которым это было необходимо по сценарию.

Во время работы над скриптом соавтор Мендеса – Кристи Уилсон-Кернс – побывала на местах самым жестоких сражений во Франции. «Эта поездка помогла мне понять весь масштаб того, что должны были совершить наши герои, и все сложности того пути, который им предстояло преодолеть», – отмечает сценарист.

Те же места посетил и режиссер вместе с закадровой командой – оператором Роджером Дикинсом, художником-постановщиком Деннисом Гасснером и менеджером по подбору локаций Эммой Пилл. Кроме того, съемочная группа фильма изучала архивные материалы, фотографии и произведения искусства той эпохи.

«От идеи снимать «1917» во Франции пришлось отказаться с самого начала, для всех нас эти места священны. Нужно было найти такое место, где мы могли бы заняться своей работой, не трогая исторические памятники и не оскорбляя память павших героев», – говорит Пилл.

В итоге съемки велись в декорациях, построенных на территории нескольких британских городов и в студии. Длина окопов, вырытых в Бовингдоне и Солсбери, составила почти 1600 км. Неоценимую помощь создателям картины оказал военный историк Эндрю Робертшоу, который много лет занимался раскопками на месте окопов и воронок от мин в Бельгии и Франции.

Интересный факт – #1917 снимался в виде серии полноценных дублей (без возможности что-либо вырезать при монтаже), чтобы их в итоге можно было легко соединить, а картина воспринималась бы зрителями как непрерывная съемка. Рабочий день группы во многом зависел от погоды, а она должна была быть пасмурной. Спасибо, Англия, что ты такая! 🙂

«В случае со стандартным кинопроизводством в результате вы можете, например, сократить какой-то эпизод или урезать ту или иную сцену, а то и вообще ее исключить, – говорит Мендес. – Однако в процессе работы над нашим «однокадровым» фильмом такое сделать было невозможно, он полностью целостный».

«Но для этого нам потребовалось провести колоссальную работу по планированию съемок и многочисленные репетиции с актерами, напоминавшие подготовку к театральной постановке», – отмечает режиссер, для которого это был новый опыт (как, впрочем, и для остальной закадровой команды).

Если говорить об опыте совместных съемок, то Мендес и «оскароносный» оператор Дикинс уже работали ранее над картинами «Морпехи», «Дорога перемен» и «007: Координаты «Скайфолл». А с художником-постановщиком Гасснером – тоже обладателем «Оскара» – Мендеса связывает аж пять картин (включая «1917»)!

Визажист Наоми Донн и постановщик трюков Бенджамин Кук также раньше сотрудничали и с Мендесом. Новичками в его команде стали декоратор Ли Санделес, дизайнер по пластическому гриму Тристан Верслюи, художники по костюмам Жаклин Дюрран и Дэвид Кроссман и некоторые другие участники творческого цеха. 1917 8-

Музыкальное сопровождение к фильму написал обладатель премии BAFTA и неоднократный номинант на «Оскар» Томас Ньюман*, работавший с Мендесом практически на всех его проектах последних лет (шесть картин). Режиссер поставил задачу «создать музыку, которая сопровождала бы действие, но не отвлекала от происходящего на экране». Получилось – не то слово! 🙂 Эксперты называют новую работу Ньюмана «оркестровым шедевром».

Посмотревшие картину западные критики буквально сходят с ума от восторга и прочат ей премию Американской киноакадемии (два «Золотых глобуса» – за лучшую драму и лучшую режиссуру – у нее уже есть). Вот цитаты из некоторых отзывов:

«1917» – это «лучший военный фильм со времен «Спасти рядового Райана».

«Фильм не просто года, а десятилетия! Подарок Мендеса кинематографу!»

Журналистам вторят и актеры. Так, Эд Вествик написал в Instagram: «Я совершенно тронут. Мое сердце со всеми теми, кто пострадал от трагедии войны. Мы никогда не забудем (героев и их подвиги). Поздравляю создателей фильма @1917 с невероятным достижением в кинематографе!»

Мендес называет этот фильм «самой захватывающей работой в карьере», и не напрасно – проект претендует на «Оскар» за лучшую режиссуру (впрочем, за 25 лет в кинематографе Сэму к такому не привыкать**). Всего же у военной ленты десять номинаций (победителей назовут 9 февраля 2020 года***).

В американский прокат картина вышла в декабре 2019 года, и ее сборы уже на старте превысили ожидания создателей. Российские зрители смогут пополнить «копилку» военной драмы с 30 января 2020 года. Экранная продолжительность истории – два часа («16+»). Помните: «Время – наш главный враг».

Евгения Тихонова

Кадры из фильма и фотографии со съемочной площадки предоставлены компанией UPI Россия

* На счету Ньюмана – музыка к более чем ста проектам, включая фильмы, сериалы и анимацию. Самые известные из них – «Запах женщины», «Побег из Шоушенка», «Красота по-американски», «Зеленая миля», «ВАЛЛ-И», «Прислуга», «Железная леди».

** Дебютный фильм Мендеса – «Красота по-американски» (1998) – получил сразу два «Оскара» (фильм года и лучшая режиссура). С тех пор он неоднократно награждался этой премией, а также «Золотым глобусом» и BAFTA. В 2000 году Мендес был удостоен звания кавалера Ордена Британской империи 2-й степени.

*** UPD.  Роджер Дикинс забрал приз за операторскую работу, Марка Тейлора и Стюарта Уилсона наградили за лучший звук, а Гийома Рошрона, Грега Батлера и Доминика Туи – за музыкальные эффекты.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*