Узнали, как снимали «Быть Сальвадором Дали» 🙂

Узнали, как снимали «Быть Сальвадором Дали» 🙂
Узнали, как снимали «Быть Сальвадором Дали» 🙂
User Rating: 4.9 (1 votes)

Каково это – быть Сальвадором Дали? Однозначно, непросто. Гением в принципе быть непросто, в любой области.

1974 год. Можно сказать, личная осень Дали. Наш охваченный эмоциями своего заката гений устраивает бесконечные вечеринки вместо того, чтобы творить. Как за ним уследить, если жена и муза Гала занята собственной персоной?

Задача любой ценой добиться, чтобы Дали подготовился к большой выставке в Нью-Йорке, выпадает юному ассистенту Джеймсу. Поначалу он счастлив – это же такой шанс! Но на поверку Джеймс оказывается втянут не столько в искусство, сколько в безумие последних лет жизни Дали.

Краски гламурного Нью-Йорка 1970-х контрастируют с серией флэшбэков о любви молодых Дали и Галы. Сальвадор перебирает выцветшие фотокарточки и вспоминает свою юность, колористика этих сцен напоминает фильмы 1930-х годов.

Джеймс из первых уст узнает историю жизни одного из самых необычных художников всех времен, и именно от его имени ведется повествование в биографической драме Мэри Хэррон «Быть Сальвадором Дали»*.

Byt Salvadorom Dali 11

В портфолио Хэррон такие теле- и кинопроекты, как «Она же Грэйс», «Так сказал Чарли», «Американский психопат» и «Я стреляла в Энди Уорхола». У Мэри есть номинации на премии Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей.

Атмосфера Нью-Йорка описанного периода очень близка Хэррон. В 1975 году 22-летняя тогда Мэри (сейчас ей 70 лет – прим. ред.) переехала из Великобритании, где окончила колледж при Оксфордском университете, в Нью-Йорк и окунулась в мир искусства.

«Я была очень наивна и открыта для всего нового и интересного. Меня приглашали на вечеринки, о которых я и мечтать не могла. Мне хотелось снять фильм, в котором можно было бы вспомнить тот замечательный период моей жизни», – признается режиссер.

Идея фильма «Быть Сальвадором Дали» принадлежит продюсеру Эдварду Р. Прессману и предпринимателю Дэвиду О. Саксу. Сценарий написал муж Хэррон – Джон Уолш, сценарист, режиссер и преподаватель сценарного мастерства.

«Я обожаю изучать и исследовать, а вот диалоги мне даются не настолько хорошо, поэтому я всегда счастлива, когда Джон приходит на помощь. Мне нравится потом обозревать общую картину со стороны», – делится режиссер.

«Больше всего меня заинтересовало то, что Дали панически боялся смерти, это делает персонажа очень человечным. Мы пытались увидеть человека за ширмой исторической фигуры и найти черты характера, которые были бы свойственны и другим людям», – отмечает Уолш.

«Мы изначально не хотели снимать традиционный байопик. Дали, бесспорно, был гением, но он во многом походил на нас с вами. Так что мы решили сосредоточиться на нем не как на художнике, а как на человеке», – добавляет сценарист.

«Кто-то однажды сказал, что Гала сделала больше, чем кто бы то ни было, чтобы сформировать карьеру Дали, она же сделала больше, чем кто бы то ни было, чтобы ее разрушить. Это интересный парадокс», – признает Хэррон.

«И Дали, и Гала были весьма своеобразными людьми и по характеру, и в отношениях друг с другом, поэтому нам и был нужен сторонний наблюдатель, с которым мог бы ассоциировать себя зритель», – добавляет Уолш.

Хэррон и Уолш были заинтересованы в изучении необычного брака как с профессиональной, так и с личной точки зрения. Тональность фильма меняется от романтической ностальгии до комического абсурда и глубокой печали.

Главную роль – Сальвадора Дали – сыграл обладатель премий «Оскар», «Золотой Глобус» и BAFTA Бен Кингсли («Список Шиндлера, «Ганди»), а в его жену перевоплотилась Барбара Зукова («Ты и я», «Глория Белл»).

«Питер Брук (режиссер – прим. ред.) как-то сказал мне, что актер должен найти в своем герое нечто большее, чем представляет собой сам. В случае с Дали это было все равно что попытаться влезть в массивные испанские рыцарские доспехи, они мне явно великоваты – и по росту, и по умственным способностям, и по воображению, и по страсти», – отмечает Кингсли.

«Готовясь к роли Дали, я посмотрел множество документальных фильмов о нем и, признаюсь, влюбился в персонажа. Он помог мне увидеть мир другими глазами и принять свое творчество так, как он принимал свое. Слава богу, у меня было достаточно времени, чтобы свыкнуться с мыслью, что я буду играть эту роль», – продолжает актер.

«Мне было не просто очень страшно, я был в ужасе, но в какой-то момент между командами «Мотор!» и «Стоп, снято!» страх улетучивался, уступая место стремлению рассказать историю этого человека. В конце (съемочного) дня мне нужно было какое-то отключение от своего персонажа, метафорически выражаясь, сложить свои кисти и смыть краску с рук», – добавляет Кингсли.

«Мы с Барбарой открывали друг друга, как в свое время Дали и Гала, работать с ней было легко и комфортно. Хэррон обладает хорошими познаниями в межличностной химии, она позволяет актерам принять свою роль, ее замечания минимальны. Мэри просто выставляет камеру в нужное место и позволяет нам делать свою работу», – делится Кингсли.

«Я люблю читать автобиографии исторических персонажей, их письма – словом, изучать материал, в котором они раскрывают свои мысли. В случае с Галой это была проблема, потому что она не оставила практически ничего после себя. Я прочитала две биографии о Гале, авторы которых отзывались о ней очень критично», – отмечает Зукова.

«Важно было создать вокруг моей героини атмосферу таинственности, ведь она неоднозначный персонаж. Гала была очень стильной женщиной, повседневная одежда была не для нее, она всегда должна была быть одета с иголочки», – добавляет актриса.

«Костюмы, прически и грим имеют для меня большое значение, особенно если я играю человека, который совсем на меня не похож, как в случае с Галой. У нас были фантастические костюмеры и визажисты, удивительные костюмы и отличные парики», – продолжает Зукова.

«Кингсли – великолепный актер, мне невероятно понравилось работать с ним. Он был в образе Дали каждую минуту, каждую секунду, вне зависимости от того, работает камера или нет. Даже во время первой репетиции я не могла не отметить, как виртуозно он скопировал каталонский акцент Дали», – вспоминает актриса.

«Фотограф Денис Мур, который пятьдесят лет назад снимал самого Дали, приехал в Ливерпуль, чтобы сфотографировать Кингсли. По его словам, он словно оказался в машине времени и опять увидел живого Дали», – отмечает продюсер Сэм Прессман.

Роль Джеймса – наблюдателя и рассказчика – сыграл актер-дебютант Кристофер Брини, а роли юных Дали и Галы исполнили Эзра Миллер и Авиталь Львова. Каст фильма дополнили, в частности, Руперт Грейвз, Андреа Пежич, Сьюки Уотерхаус и Марк МакКенна.

«Неправильный кастинг убивает фильм эффективнее чего бы то ни было. Я предпочту уйти из картины, чем брать актеров по указке, исходя только из коммерческой выгоды. Я набираю людей, в которых по-настоящему верю, и продюсеры фильма позволили мне сделать так, как я хотела», – признается Хэррон.

Интересный факт – Хэррон решила найти на роль Джеймса молодого актера с профильным образованием, которого пока не заметили крупные студии. Команда по кастингу искала среди выпускников ведущих драматических школ в Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, но… все было не то.

Тогда Хэррон открыла справочник на случайной странице, там были заведения на букву «П», из них она наугад выбрала малоизвестный университет (настолько, что даже не знала о наличии там актерского факультета).

Когда Мэри увидела фотографию Брини, то воскликнула: «Этот выглядит точь-в-точь как наш Джеймс». В сценарии Джеймс описан так: «Его лицо было достойно кисти Караваджо» 🙂

«Кристофер очень красив, и я подумала, что умение играть в дополнение к такой красоте – это перебор», – с улыбкой добавляет режиссер.

Хэррон ознакомилась с пробами Брини, осталась довольна и попросила своих помощников с ним связаться. Если честно, Мэри сомневалась, что юный актер сможет справится рядом с Кингсли и Зуковой, но была приятно удивлена его самопробами роли Джеймса.

«До сих пор не могу поверить своей удаче. Думаю, после выхода нашего фильма предложения студий (для него) не заставят себя ждать», – считает Хэррон. «Я счастлив, что мы нашли Криса. У Мэри исключительный нюх на актеров», – утверждает Прессман.

«Просто потрясающе, что Мэри решила дать мне этот шанс. Я снимался в короткометражках в колледже, но роль в фильме «Быть Сальвадором Дали» – моя первая профессиональная работа. Думаю, я не до конца понимал, частью чего я стал и как много это для меня значит», – признается Брини.

«Каждую секунду на площадке я дрожал от страха! Но, если существует такое понятие, как позитивный страх, то это был он. Мне потребовалось какое-то время, чтобы прийти в себя. Я думаю, уверенности мне придало наблюдение за Беном, Барбарой, Рупертом и Эзрой. Это настоящий мастер-класс и практическое занятие разом», – добавляет актер.

«В первый день мы снимали первую сцену фильма. Я просто стоял позади Кингсли, мы оба смотрели на Эзру. Мне кажется, я никогда в жизни так не трясся. Было достаточно холодно, но озноб меня бил не из-за холода, а от осознания того, где я нахожусь и что я делаю», – делится Брини.

«Я мало что знал о Дали. Мне было знакомо его имя, незабываемые усы и, пожалуй, картина со стекающими часами. На этом мои познания о Дали заканчивались. Я ничего не знал о Гале и о скандалах, вообще об их жизни. Этот фильм – однодневная экскурсия в сказочный и сюрреалистический мир, который Дали выстроил вокруг себя», – резюмирует актер.

«Узнав, что Кингсли будет играть Дали, я поняла, что величайшим даром будет просто наблюдать за ним, находиться в одной комнате и видеть, как он вживается в образ своего персонажа. В такие минуты осознаешь, что в твоей жизни происходит нечто особенное, то, что останется с тобой до конца твоих дней», – отмечает Уотерхаус.

«У меня не было опыта, но Кингсли был очень добр ко мне», – делится Брини. «Работа с Кингсли – настоящая сбывшаяся мечта. Я до сих пор не могу поверить, что удостоилась этой чести! Он невероятный актер, я многому у него научилась. Бен был крайне дружелюбен и очень мил. Мне очень-очень повезло», – признается Пежич.

«Мэри – потрясающий режиссер, она тоже очень мила и не страдает звездной болезнью. Мне кажется, вся съемочная группа была неким подобием маленькой семьи, особенно с учетом ковидных ограничений. Думаю, это требовало от каждого выложиться чуть больше и лучше, чем обычно», – добавляет актриса.

Фильм снимали в разгар пандемии коронавируса – весной 2021 года. Активное производство заняло пять недель. Съемки прошли на нескольких локациях в Великобритании, в том числе в Ливерпуле. «Теперь я буквально влюблена в северную Англию», – признается Хэррон.

Впрочем, изначально Великобритании вообще не было в списке 🙂 В первую очередь продюсеры искали подходящие места в Нью-Йорке, где и происходит большая часть действия фильма, потом – в Канаде, затем – в Румынии, Португалии и Испании.

Выбор остановили на Португалии, но… случился COVID-19. Несмотря на связанные с пандемией ограничения, съемочная группа хотела придерживаться установленного расписания съемок, в том числе из-за плотного графика основных актеров, и была согласна рискнуть.

Звезды сошлись на Великобритании – правительство страны ввело схему страховки на случай ковида, одной из первых разрешив снимать у себя в условиях коронавируса, и там удалось найти отель в ретростиле, похожий на тот, что был нужен кинематографистам.

Роль побережья Испании, где происходит треть действия фильма, «сыграло» графство Англси, куда нетрудно было добраться из Ливерпуля. К счастью, погода благоволила команде, иначе северные широты Уэльса просто было бы невозможно выдать за южные широты Каталонии.

Впрочем, немного магии кино все же пришлось применить – несколько экстерьерных сцен сняли на юге Франции, который куда больше похож на Средиземноморское побережье 🙂 Эти кадры дополнили то, что сняли в Уэльсе с актерами, и получилась вполне реалистичная картинка 🙂

«Строгие меры предосторожности уберегли нас от беды. Мы не могли лишиться ни одного члена команды, и у нас никто не заболел ковидом. Мы регулярно сдавали тесты, и ни один не был положительным», – вспоминает Прессман.

За камерой на проекте стоял оператор Марсель Зискинд, имеющий опыт работы как в игровых, так и в документальных картинах, в частности, «Красавица из трущоб», «Наступит день», «Два лика января» и «Мистер Одиночество».

Художником-постановщиком проекта выступила Исона Ригау. В ее портфолио в качестве помощника художника-постановщика такие коммерчески успешные фильмы, как «Красавица и чудовище», «Доктор Стрэндж», «Мстители», «Эверест», «Темные времена» и «Веном».

Интересно, что Ригау, как и Дали, родилась в Каталонии, и выросла именно неподалеку от Фигераса, где много времени в последние годы жизни проводил Сальвадор. «Исона понимает Дали и его мир на подсознательном уровне, интуитивно», – отмечает режиссер.

«На независимых фильмах со скромным бюджетом бывает так, что даешь человеку шанс, и он совершает чудо. Это как раз об Исоне, она сделала, казалось бы, невозможное. Большая удача, что она работала с нами», – добавляет Хэррон, имея в виду, что это первый самостоятельный проект Ригау.

К слову о чудесах, о которых говорила Мэри (и писали выше мы), вот что вспоминает Ригау: «Нам нужно было создать Коста-Браво в Уэльсе, насколько бы безумно это ни звучало. Мы провели кропотливое исследование побережья, подбирая пляжные локации и скалы вполне конкретных очертаний, которые впоследствии перекочевали на картины Дали».

За стиль и образы отвечала дизайнер по костюмам Ханна Эдвардс, работавшая до того преимущественно в рекламной и музыкальной индустрии. Она также разрабатывала гардероб для фильмов и сериалов «Поймай меня, папочка», «Мир принадлежит тебе» и «Только для взрослых».

«Мэри видела рекламную кампанию, в подготовке которой я принимала участие, это был бал в духе XVIII века. Я тогда создала какие-то сюрреалистичные костюмы, и именно благодаря им Хэррон решила сделать мне предложение», – уточняет Эдвардс.

Дизайнер подошла к работе со всей возможной серьезностью – читала книги о Дали, рассматривала его картины и даже поговорила с теми, кто видел пару своими глазами. «В процессе я рисовала в воображении общий образ персонажей, прикидывала разные варианты», – отмечает Эдвардс.

Дизайнер также изучила период начала 1970-х годов в Нью-Йорке, где тогда зарождались диско и панк-рок. Дали окружил себя сливками общества того времени, там были музыканты, художники, битники, поэты, аристократы и коллекционеры.

Еще немного о чудесах 🙂 «Мне очень повезло, что Ханна согласилась поработать вместе. У нее хорошие связи, так что она доставала кроликов из шляпы и творила другие чудеса, поскольку на костюмы был выделен довольно скромный бюджет», – делится Хэррон.

В кадре можно будет увидеть костюмы, созданные специалистами тех компаний, у которых покупал или заказывал костюмы сам Дали, а также оригинальные винтажные костюмы 1970-х. За парики отвечала Сюзанна Стоукс-Мантон, постоянно работающая с Кингсли.

Примечательно, что встреча с Беном в образе Дали… напугала Ригау. «Кингсли выглядел в точности как его персонаж», – отмечает художница. К слову, Бен для большего погружения в роль расспрашивал Ригау о каталонской культуре.

Над музыкальным сопровождением работал композитор Эдмунд Батт («Интергалактик», «Ночь на Земле», «Закон Гарроу»). Он создал партитуру для оркестра из 29 инструментов, которая, по признанию режиссера, стала «неотъемлемой частью фильма и его эмоциональной составляющей».

«Дали был невероятным человеком, я с этим согласен. В музыке тоже должна был быть заложен его творческий гений, но при этом она не должна была перекрывать происходящее в кадре», – отмечает Батт.

«Музыка должна была передавать эмоции и в ней должны были быть испанские нотки, но при этом она не должна была звучать как клише. Мэри и Джон говорили мне: «Правил не существует. Если аккорд работает, пусть так и будет!» – продолжает композитор.

«То, насколько Кингсли отдавался своей роли, послужило для меня исключительным источником вдохновения в работе над саундтреком. Когда видишь, как человек погружается в роль и насколько он собран, просто невозможно не сочинить что-то уникальное», – признается Батт.

«Работа с Хэррон стала для меня каким-то волшебством, она не похожа ни на одного из тех режиссеров, с которыми я работал ранее. Каждый вдох и каждая мысль Мэри наполнены страстью и любовью к кинематографу», – добавляет композитор.

«Думаю, фильм Мэри вызовет у зрителей целую бурю эмоций и породит еще больше вопросов о Дали. Надеюсь, вы выйдете из кинозала с пониманием того, насколько загадочной, а не только исторической личностью был Дали, и с желанием понять этого гения нашего времени», – резюмирует Прессман.

Byt Salvadorom Dali 1

Мировая премьера фильма состоялась в сентябре 2022 года на международном кинофестивале в Торонто (Канада). Российские кинозрители смогут увидеть картину с 25 мая 2023 года (наша рецензия).

Экранная продолжительность истории о том, как и каково «Быть Сальвадором Дали», – между полутора и двумя часами. Приятного просмотра всем, кто «18+»!

Текст – Майя Лепкова, Вика Курская

Кадры из фильма – кинокомпания «Вольга», фотографии из кинотеатра – Евгения Арт

* Оригинальное название фильма – «Daliland», что в дословном переводе на русский – «Страна/земля Дали».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*