«Пассажиры ночи». Ностальгический портрет Парижа
«Есть люди – ты их видишь и тебе кажется, что давно их знаешь… Всегда знал». Это говорят герои драмы «Пассажиры ночи» друг о друге.
Это же мы со своей стороны можем сказать о них. Перед нами настоящая (не путать с реальной) документальная* история – зарисовки из жизни обычной французской семьи. На первый взгляд, что в этом может быть интересного?
На деле же – безумно интересно и невероятно трогательно. Ситуации кажутся настолько честными, насколько это возможно, будто взятыми из вашей жизни (если вы жили в 1980-е, конечно, пусть и не в Париже).
Нет ощущения просмотра кино. Мы будто становимся случайными свидетелями происходящих событий: то подглядываем в замочную скважину, то стоим невидимые за спинами героев, то бросаем взгляд в панорамные окна.
Мы вместе с персонажами видим Эйфелеву башню и огни ночного Парижа, прогуливаемся по набережной Сены, ездим на мотоциклах и автомобилях, которые сейчас уже можно отнести к категории «ретро».
Звучит как сказка, правда? Стоп, вы же наверняка хотите знать, кто эти герои, которым так несказанно повезло 🙂 Тогда знакомьтесь.
Элизабет (Шарлотта Генсбур) перенесла тяжелую болезнь и не менее тяжелый разрыв с мужем. Окончательно не пасть духом Элизабет помогает ее отец и радиошоу «Пассажиры ночи»** с Вандой Дорваль (Эммануэль Беар).
Ах да, героиня еще ищет работу по душе, а найти ее бывает ой как непросто… Однажды Элизабет выпадает шанс устроиться на любимую радиостанцию – ведущей понравилось написанной ею письмо.
Звезды сошлись – после собеседования Ванда предложила Элизабет место сотрудника на коммутаторе. Теперь она будет принимать звонки и выводить в эфир тех, кому нужна поддержка.
Истории слушателей так трогают и цепляют, что хочется самому позвонить и поделиться тем, что тревожит, излить душу, попросить если не поддержки, то просто молча выслушать (и иногда услышать вздохи в ответ).
Талулу*** (Ноэ Абита) – девушку с непростой судьбой – приглашают в студию на разговор в прямом эфире. Гостья, не объясняя конкретных подробностей из своей жизни, рассказывает, что уже несколько лет живет на улице…
После программы Элизабет зовет девушку к себе домой. Она может предложить Талуле лишь раскладушку в кладовке, но та рада и малому. По воле судьбы сын Элизабет – Матиас (Куито Район Рихтер) – влюбляется в Талулу…
Матиас – старшеклассник, которому не особенно нравится учиться, он не знает, кем хочет стать, и, как и многие в его возрасте, пытается писать стихи 🙂 Они вместе ходят на прогулки и в кино и, кажется, оба обретают смысл жизни…
Старшая сестра Матиаса – Джудит (Меган Нортэм) – его полная противоположность. Это активная, решительная и целеустремленная девушка, серьезно интересующаяся политикой. Джудит уверена, что ей все по плечу и задуманное обязательно сбудется.
Однажды Элизабет в библиотеке, где подрабатывает, пока не занята на радио, знакомится с Уго (Тибо Винсон). Именно он и произносит фразу, которую вы прочитали в самом начале 🙂 А мы хотели бы добавить от себя слово на букву «л»… Да, любовь 🙂
Казалось бы, жизнь у каждого героя налаживается, но не все так просто… Это же жизнь – полоска черная, полоска белая, никаких полутонов. Так – до бесконечности, цикл за циклом… Однажды все снова станет «хэппи», но, как вы понимаете, это еще не конец 🙂
Радость, как и грусть, – в нюансах. Но для каждого они свои. То, что хорошо вам, может причинить боль окружающим. Потом все вернется бумерангом, и так – ну, вы поняли – до бесконечности, цикл за циклом 🙂
Как сказала однажды Ванда в эфире, цитируя неназванную писательницу: «Останется от нас то, чем мы были в глазах других людей. Останутся фрагменты, только обрывки, которые приоткрывались другим. Останутся мечты о нас, созданные другими. А мы? Мы менялись все время, каждый раз появляясь как великолепные незнакомцы, как пассажиры ночи».
У Микаэля Херса получилось очень душевное и атмосферное авторское кино, максимально доподлинно передающее его личную прекрасную эпоху (режиссер вырос в Париже 1980-х годов и хотел отдать дань памяти тому времени).
Закадровая команда проекта продумала все – от причесок и свитеров до автомобилей на улицах и оформления витрин магазинов. А какие будут саундтреки (разумеется, хиты 80-х) – один только Джо Дассен чего стоит! 🙂
Кино получилось своевременное, несмотря на то, что события происходят сорок лет назад, поскольку нам сейчас – в современном мире – очень не хватает теплоты, доброты и участия. Подсказываем: счастье тоже в мелочах, просто нужно найти правильный кусочек пазла 🙂
Это кино о семье – важности традиций и открытого и честного диалога между близкими. О страхах и сложностях, которые можно преодолеть, если у тебя есть поддержка семьи и большое сердце (но легко не будет, это все же не сказка).
Осенью, когда душа особенно требует обнимашек (и моральных, и физических), «Пассажиры ночи» – то самое и самое то. После просмотра вам наверняка захочется обнять своих близких или позвонить им, чтобы сказать слово на букву «л» 🙂
Кино, оставляющее приятное послевкусие, желание продлить ощущение надежды на лучшее и возможности счастья, которые красной нитью проходят через весь сюжет, и дающее веру в то, что тебя обязательно однажды услышат и поймут.
Российские зрители смогут убедиться в этом сами с 6 октября 2022 года. Экранная продолжительность мелодраматической истории – примерно два часа. Приятного просмотра всем, кто старше 16 лет!
Алена Жукова, Татьяна Витковская
Кадры – компания «Russian World Vision»
* Это ощущение создают не только детали в оформлении декораций, но и хроникальные кадры с видами города, снятые на любительскую камеру с зернистой пленкой.
В общем, если у вас появилось чувство, что вы пересматриваете чьи-то личные съемки того времени, это не просто чувство, а факт 🙂
В «Пассажирах ночи» также можно увидеть архивные кадры из документального фильма о режиссере Жаке Риветте, снятого в 1990 году Клер Дени.
Оператором на проекте был Себастьен Бухманн. Ранее он уже работал с Херсом – на картине «Новая жизнь Аманды» (2018), выигравшей приз «Laterna Magica» на Венецианском кинофестивале.
** Сценарий фильма написали Мод Амлин, Мэриетт Десерт и сам Херс. Идея ночного радиошоу возникла из реальной программы «Les choses de la nuit» (дословно – «Предметы ночи»), которая в описываемое время выходила в эфир с полуночи до пяти утра.
Один из сегментов назывался «Quel est ton prénom?» («Как вас зовут?»). Слушатель, оставаясь анонимным, максимально правдиво отвечал на вопросы ведущего. Херс помнил это из своего детства и включил в сценарий.
*** Прообразом Талулы послужила французская актриса Паскаль Ожье, которая умерла от передозировки в 1984 году, ей было всего 25 лет.
Своим фильмом Херс также отдает дань уважения творчеству коллеги Эрика Ромера – герои его «Пассажиров ночи» смотрят в кино ленту Ромера «Ночи полнолуния» с участием Ожье.
P.S. Любителям французского кино на заметку: «Прекрасная эпоха» Николя Бедоса перенесет вас в Париж 1970-х, а «Жизнь на перемотке» Антони Марсьяно покажет его с 1990-х до 2010-х годов.