«Оскар-2024». Как это было
Фанфары! Свершилось то, чего с нарастающим нетерпением и затаив дыхание от предвкушения ждали все любители кино в мире.
Впрочем, больше всех ждали номинанты и их семьи, друзья и поклонники 🙂 Да, вы правильно догадались…
… в Голливуде вручили премии Американской академии кинематографических искусств и наук по итогам 2023 года.
Ведущим церемонии награждения «Оскар-2024» стал Джимми Киммел, как и в прошлом году (и еще в 2017 и 2018 годах).
«Спасибо, что пригласили меня вернуться, и поздравляю каждого из вас с тем, что вы попали на церемонию вручения премии «Оскар», – сказал Киммел во вступительной речи.
Лидером по количеству номинаций был «Оппенгеймер» Кристофера Нолана – 13. На втором месте – «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса (11).
На третьем – «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе (10). «Барби» Греты Гервиг оказалась только на четвертом – восемь номинаций.
Лидером же по числу полученных статуэток и триумфатором премии стал… «Оппенгеймер» (семь). На втором месте – «Бедные-несчастные» (четыре).
На третьем – «Зона интересов» (две), у «Барби» же оказалась всего одна награда. Теперь остановимся подробнее на лауреатах и номинантах.
Мы постараемся воздержаться от личных оценочных суждений (во всяком случае многочисленных), просто расскажем, как все было.
Главная интрига – кто же выиграет приз за лучший фильм – разрешилась в финале шоу (а это шоу, которому в мире кино, особенно в этом году, нет равных!), но мы не будем вас мучить 🙂
Главный «Оскар» достался… «Оппенгеймеру». Право слово, спасибо, что не «Бедным-несчастным». Ой, мы же обещали не ерничать 🙂
«Десять замечательных фильмов были номинированы, но только один получит награду за лучшую картину. Для этого я должен заглянуть в конверт, я это делаю и… мои глаза видят «Оппенгеймера».
Актер Аль Пачино сказал название так тихо, что почти никто из гостей в зале не зааплодировал. Они сделали это только после того, как зазвучала музыка, знаменующая объявление победителя.
Тогда каст и съемочная группа «Оппенгеймера» начали обниматься и пробираться к сцене, где приняли выигранную награду.
В категории «Лучший фильм» на премию также претендовали «Барби», «Маэстро», «Прошлые жизни», «Бедные-несчастные», «Оставленные», «Американское чтиво», «Анатомия убийства», «Зона интересов» и «Убийцы цветочной луны».
Второй по важности «Оскар» – за лучшую режиссуру – достался… Кристоферу Нолану (за «Оппенгеймера»). Интересно, что это его первая премия кинокадемии за долгую и плодотворную карьеру.
«Кино чуть больше ста лет. Мы не знаем, чем закончится это невероятное путешествие. Но знать, что вы считаете меня его важной частью, значит для меня очень многое», – сказал Нолан на сцене.
Крис получил заветную награду из рук режиссера Стивена Спилберга как раз перед объявлением главной номинации, где выиграл сразу и свою вторую премию, а в победной речи поблагодарил актеров и команду фильма.
Конкурентами Криса в категории «Лучший режиссер» были Джонатан Глейзер («Зона интересов»), Жюстин Трие («Анатомия убийства»), Мартин Скорсезе («Убийцы цветочной луны») и Йоргос Лантимос («Бедные-несчастные»).
Гервиг в итоговом списке номинантов не было, и по этому поводу негативно высказались не только поклонники «Барби», но и многочисленные коллеги Греты, включая каст проекта.
Киммел тоже не оставил данный факт без внимания, хотя что-то нам подсказывает – тут все же не обошлось без цензуры 🙂
«Барби» стала иконой феминизма благодаря Грете Гервиг, которая, по мнению многих, заслуживала номинации на лучшую режиссуру», – сказал ведущий под аплодисменты зрителей.
«Но подождите секунду. Вот вы хлопаете, но вы же и те, кто не голосовал за нее. Не ведите себя так, будто вы не имеете к этому никакого отношения», – добавил Киммел.
Главную мужскую актерскую награду получил Киллиан Мерфи («Оппенгеймер»). Это его первая номинация на «Оскар», и сразу – победа, причем историческая.
Киллиан стал первым актером ирландского происхождения, выигравшим в данной номинации. В своей речи он говорил о фильме, семье и национальной принадлежности.
«Ивонн Макгиннесс, моя спутница жизни, двое моих мальчиков (сыновей), которые сидят там, в зале, я так сильно вас люблю! Я очень гордый ирландец, который стоит здесь, на сцене, сегодня вечером», – сказал Киллиан.
«Мы сняли фильм о человеке, создавшем атомную бомбу, и, к лучшему это или к худшему, мы все живем в мире Оппенгеймера, поэтому я хотел бы посвятить его (свой «Оскар») миротворцам», – отметил Мерфи.
Ранее Киллиан признавался, что в шутку называет все награды этого сезона «oppenhomies» (игра слов: первая часть – от начала «Oppenheimer», а вторая – от «homies», то есть «кореша»).
В категории «Лучшая мужская роль» также были представлены Пол Джаматти («Оставленные»), Брэдли Купер («Маэстро»), Колман Доминго («Растин») и Джеффри Райт («Американское чтиво»).
Награду за «Лучшую мужскую роль второго плана» получил Роберт Дауни-младший. Это его третья номинация на «Оскар», но первая победа.
Во время речи актер вполне предсказуемо отпустил очередную шутку наградного сезона: «Я хотел бы поблагодарить свое ужасное детство и киноакадемию, именно в таком порядке» 🙂
В номинации «Лучший актер второго плана» также были Стерлинг К. Браун («Американское чтиво»), Роберт Де Ниро («Убийцы цветочной луны»), Райан Гослинг («Барби») и Марк Руффало («Бедные-несчастные»).
Главную женскую актерскую награду получила Эмма Стоун («Бедные-несчастные»), став таким образом двукратной обладательницей премии «Оскар».
Актриса на сцене выглядела потрясенной и едва сдерживала слезы, но все же смогла совладать с эмоциями и произнести победную речь.
«Прошлой ночью я запаниковала (как вы можете видеть, такое часто случается), что, возможно, нечто подобное может случиться, и Йоргос сказал мне: «Пожалуйста, избавь себя от этого», – поделилась Эмма.
«Я знаю, что должна закончить, но я действительно хочу поблагодарить свою семью. Мои мама и папа, мой брат Спенсер, мой муж Дэйв, я так сильно вас люблю», – отметила Эмма.
«Самое главное – моя дочь, которой через три дня исполнится три года, она изменила нашу жизнь в лучшую сторону. Я люблю тебя больше, чем все небо, моя девочка», – заключила Эмма.
В категории «Лучшая женская роль» также были представлены Кэри Маллиган («Маэстро»), Лили Гладстоун («Убийцы цветочной луны»), Аннет Бенинг («Дайана Найэд») и Сандра Хюллер («Анатомия убийства»).
Гладстоун осталась без награды, но уже только ее номинация добавила особый пункт в историю «Оскара» – Лили стала первой коренной американкой (индианкой), номинированной на премию киноакадемиков в категории «Лучшая женская роль».
После своего выдвижения Лили сказала изданию Entertainment Tonight: «Я так глубоко благодарна за эту беспрецедентную честь. Сердечные поздравления Аннет, Сандре, Кэри и Эмме, вы все поразительны и бесконечно вдохновляете меня… Мне трудно поверить, что я нахожусь в вашей компании».
Награду за «Лучшую женскую роль второго плана» получила Давайн Джой Рэндольф («Оставленные»). Это была ее первая номинация на «Оскар», и сразу – победа.
«Бог так добр, Бог всегда добр. Я так долго хотела быть другой, но теперь я понимаю, что мне просто нужно быть самой собой. Благодарю вас за то, что разглядели меня. Я молю Бога, чтобы мне довелось сделать это не один раз», – сказала актриса, принимая награду.
«Когда я была единственной чернокожей девочкой в классе, одна учительница сказала, что мне нужно проложить собственный путь (в жизни). Я так благодарна всем женщинам, которые были рядом со мной», – добавила Рэндольф.
В категории «Лучшая актриса второго плана» также были представлены Эмили Блант («Оппенгеймер»), Даниэль Брукс («Цвет пурпурный»), Америка Феррера («Барби») и Джоди Фостер («Дайана Найэд»).
За «Лучший оригинальный сценарий» отметили «Анатомию падения». Соавторами истории выступили Жюстин Трие, также снявшая фильм, и ее партнер Артур Харари.
Это первый «Оскар» в карьере пары. Конкурентами в категории были фильмы «Оставленные», «Маэстро», «Май декабрь» и «Прошлые жизни».
За «Лучший адаптированный сценарий» награду получило «Американское чтиво». Скрипт на основе романа Персиваля Эверетта «Стирание» написал Корд Джефферсон, также снявший фильм.
Это дебютная полнометражная работа Джефферсона в обоих качествах, соответственно первая номинация на «Оскар», и сразу – такой успех!
Конкурентами были сценаристы «Барби», «Оппенгеймера», «Бедных-несчастных» и «Зоны интересов». За «Барби», конечно, обидно, но за Джефферсона мы искренне рады.
«Лучшим иностранным фильмом» киноакадемики назвали «Зону интересов» (Великобритания). Это первый проект в истории, который был представлен сразу и в этой категории, и в главной – «Лучший фильм».
На награду в данной категории также претендовали картины «Я – капитан» (Италия), «Идеальные дни» (Япония), «Общество снега» (Испания) и «Учительская» (Германия).
Статуэтку за «Лучший полнометражный анимационный фильм» получили режиссеры Хаяо Миядзаки и Тосио Судзуки (за аниме «Мальчик и птица»). Для Судзуки это первый «Оскар», а вот у Миядзаки уже есть два.
Номинантами в категории также были мультфильмы «Нимона», «Элементарно», «Мечты робота» и «Человек-паук: Паутина вселенных».
За «Лучший короткометражный анимационный фильм» отметили режиссеров проекта «Война окончена!» Дэйва Маллинза и Брэда Букера. Это их первый «Оскар».
По словам создателей проекта, мультфильм вдохновлен музыкой Джона Леннона и Йоко Оно. На церемонии присутствовал сын пары Шон Леннон.
Шон запрыгнул на сцену перед вручением премии, у него было всего несколько секунд, которыми он воспользовался по максимуму 🙂
Леннон пожелал своей маме, недавно отметившей 91-й день рождения, счастливого Дня матери (в этом году в Великобритании праздник отмечают 10 марта).
Конкурентами в категории были мульты «Письмо свинье», «Девяносто пять чувств», «Наша униформа» и «Толстокожий».
За «Лучший полнометражный документальный фильм» наградили Мстислава Чернова («20 дней в Мариуполе»), это его первая номинация и соответственно «Оскар».
Конкурентами были документари «Боби Вайн: Народный президент», «Вечная память», «Четыре дочери» и «Убить тигра».
За «Лучший короткометражный документальный фильм» отметили Бена Праудфута и Криса Бауэрса («Последняя ремонтная мастерская»), это их первый «Оскар».
Претендентами на награду также были «Ни Най и Вай По», «Азбука запрета книг», «Цирюльник из Литл-Рока» и «Промежуточный остров».
В новой категории – «Лучший игровой короткометражный фильм» – победила «Чудесная история Генри Шугара» Уэса Андерсона. Конкурентами были «Актер», «Непобедимый», «Рыцарь удачи» и «Красное, белое и синее».
Андерсон, получивший свою первую награду киноакадемии, не присутствовал на церемонии лично. Киммел обыграл этот момент шуткой: «Его не было, потому что он дома строит диораму из вельвета» 🙂
Приз за «Лучшую операторскую работу» получил Хойте Ван Хойтема («Оппенгеймер»). Это его первая премия «Оскар».
Конкурентами в категории были Мэттью Либатик («Маэстро»), Эдвард Лахман («Граф»), Родриго Прието («Убийцы цветочной луны») и Робби Райан («Бедные-несчастные»).
За «Лучшую работу художника-постановщика» отметили Шону Хит и Джеймса Прайса («Бедные-несчастные»), для обоих это первый «Оскар».
В номинации также были представлены были Сара Гринвуд («Барби»), Джек Фиск («Убийцы цветочной луны»), Рут Де Йонг («Оппенгеймер») и Артур Макс («Наполеон»).
За «Лучший дизайн костюмов» статуэтку получила Холли Уоддингтон («Бедные-несчастные»), это ее первый «Оскар» в карьере.
Награду в этой категории вручал Джон Сина, и сначала он вышел на сцену… голый. Актер держал в руках перед собой, прикрывая нижнюю часть торса, только большой конверт с именем победителя внутри.
«Честно говоря, вам должно быть стыдно прямо сейчас за то, что вы предложили такую безвкусную идею. Мужское тело – это не шутка», – сказал он на сцене, обращаясь к Киммелу.
Спустя пару минут Сина оделся в тогу, и награду вручал уже в таком виде 🙂 Позже выяснилось, что он обнажился не полностью – на нужных местах у актера были силиконовые накладки 🙂
Конкурентами Уоддингтон были Жаклин Дюрран («Барби»), Жаклин Уэст («Убийцы цветочной луны»), Эллен Мирожник («Оппенгеймер»), Дэвид Кроссман и Джэнти Йэтс («Наполеон»).
В категории «Лучший грим и прически» победила команда фильма «Бедные-несчастные» в составе Нади Стейси, Марка Кулира и Джоша Уэстона, это их первый «Оскар».
Претендентами также были их коллеги, работавшие над фильмами «Голда. Судный день», «Маэстро», «Оппенгеймер» и «Общество снега».
В номинации «Лучший монтаж» выиграла Дженнифер Лейм («Оппенгеймер»), это ее первый «Оскар». Конкурентами были монтажеры «Убийц цветочной луны», «Оставленных», «Бедных-несчастных» и «Анатомии падения».
За «Лучший звук» отметили Тарну Уиллерс и Джонни Берна («Зона интересов»), это их первый «Оскар». Соперниками были «Оппенгеймер», «Маэстро», «Создатель» и «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая».
В категории «Лучшие визуальные эффекты» победила команда фильма «Годзилла: Минус один». Это первая номинация и «Оскар» для команды в составе Такаси Ямадзаки, Киеко Сибуи, Масаки Такахаси и Тацудзи Нодзимы.
Конкурентами были «Создатель», «Стражи Галактики. Часть третья», «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая» и «Наполеон».
За «Лучший саундтрек» отметили фильм «Оппенгеймер» и его композитора Людвига Йоранссона. Это его второй «Оскар».
Конкурентами Йоранссона были «Американское чтиво», «Убийцы цветочной луны», «Бедные-несчастные» и «Индиана Джонс и колесо судьбы».
За «Лучшую песню» наградили – та-дам! – Билли Айлиш и Финнеаса О’Коннелла (за «What Was I Made For?» из «Барби»).
Нет, не «I’m Just Ken» в исполнении Райана Гослинга (да, все из той же «Барби»), то есть ситуация, произошедшая на премии «Выбор критиков-2024», не повторилась.
Тогда Гослинг не получил актерскую награду, зато забрал музыкальную, и был настолько обескуражен, что его реакция стала мемом (всем своим видом он искренне говорил: «Э-э-э, чо это было-то?») 🙂
Однако свой хит с «оскаровской» сцены, несмотря на отношение к неожиданной музыкальной карьере, Райан все же исполнил, и не один 🙂 Перед выступлением к нему присоединились коллеги по фильму.
На сцену поднялись четыре Кена – Симу Лю, Кингсли Бен-Адир, Шути Гатва и Скотт Эванс, и они были не единственной неожиданностью 🙂
Гервиг, Феррера и Марго «Барби» Робби подпевали Райану, как и его бывшая экранная партнерша по «оскароносному» «Ла-Ла Ленду» Стоун.
Эмма так зажигала, что ой-ой-ой 🙂 Она танцевала и пела, в какой-то момент – видимо, в порыве страсти – даже в микрофон 🙂
Награду Эмме вручали уже после выступления Райана, и… произошел казус. На сцену Стоун вышла в платье со сломанной молнией сзади.
«М-м-м, мое платье порвалось. Я думаю, это случилось во время исполнения «I’m Just Ken». Я почти уверена», – призналась актриса на сцене.
Впоследствии за кулисами Эмма сказала Variety: «Я искренне думаю, что все случилось на «I’m Just Ken». Я была так поражена этим номером – Райаном и тем, что он делал!»
Нет, несмотря на слухи и ожидания, ни одного Кена без рубашки на сцене не было 🙂 Гитарное соло для номера исполнил Слэш 🙂
Подруга Гослинга – Ева Мендес – весьма забавно отреагировала в соцсетях на его выступление (премия транслировалась по телевидению*, а красная дорожка – еще и онлайн):
«Ты отвез Кена на вручение «Оскара», а теперь возвращайся домой, нам нужно уложить детей спать. 💋» 🙂
Да, Евы не было ни ни красной дорожке, ни в зале, в отличие от многих других мужей, жен и возлюбленных номинантов, но это тема для отдельного разговора 🙂
Айлиш и Финнеас также исполнили свою песню, как и остальные номинанты. Билли, получившая свой второй «Оскар», официально стала самой молодой артисткой, кому удалось этого добиться.
Когда Билли объявили победительницей, она обнялась на сцене с Гервиг, Робби и Феррерой, а статуэтку приняла вместе с братом и коллегой Финнеасом.
«Прошлой ночью мне приснился кошмар об этом. Я просто не думала, что это произойдет, я не ожидала этого. Огромное спасибо академии. Я чувствую себя невероятно счастливой и польщенной», – сказала Билли в своей речи.
«Я благодарна за эту песню, за этот фильм и за то, что они заставили меня почувствовать. Это касается всех, на кого повлиял фильм, и того, насколько он невероятен», – добавила Айлиш, ранее признававшаяся, что без «Барби» не было бы этой песни.
Конкурентами «I’m Just Ken» и «What Was I Made For?» были песни «The Fire Inside» (из «Обжигающе горячий»), «It Never Went Away» (из «Американской симфонии») и «Wahzhazhe» (из «Убийц цветочной луны»).
С номерами на сцене выступили Бекки Джи, Джон Батист и Скотт Джордж с певцами-осейджами соответственно.
Почетный «Оскар» (премию за выдающиеся заслуги в кинематографе) в 2024 году получили Анджела Бассетт, которая уступила в гонке за актерский «Оскар» в 2023 году, а также Мел Брукс и Кэрол Литтлтон.
Завершить хотелось бы шуточной ситуацией от Киммела, которая тоже была в финале 🙂 У Джимми есть давняя традиция – публично подкалывать своего старого друга Мэтта Деймона.
В прессе это даже называют «войной розыгрышей» 🙂 Ведущий не стал делать исключение и для «Оскара», и его можно понять – кто бы упустил такую возможность, тем более если разрешают 🙂
Киммела не остановило даже то, что Мэтта не было на церемонии, и соответственно он не мог ответить. Опережая события, скажем, что видео с этим моментом стало вирусным 🙂
В конце церемонии Джимми представил гостям и зрителям ролик с участием пса Месси, сыгравшего роль в фильме «Анатомия падения».
На видео Месси бежит по Аллее славы в Голливуде, останавливается возле именной звезды Дэймона и… справляет естественную нужду 🙂 Теперь за Мэттом «ответочка» 🙂
По данным портала Deadline, трансляцию премии на телеканале «ABC» посмотрели в общей сложности 19,5 млн зрителей. Эта на 4% больше, чем в 2023 году (18,8 млн зрителей).
Поздравляем победителей, желаем им не расслабляться, а проигравшим – не унывать и стремиться стать еще лучше 🙂 Нам остается только объявить отсчет до начала следующей премии «Оскар»… 🙂
Татьяна Витковская, Майя Лепкова
Кадры и фотографии – сайт Американской киноакадемии (красная дорожка – «Getty Images», фотосессия с «Оскарами» – Мэтт Сэйлис/AMPAS) и компании, занимавшиеся прокатом/производством фильмов
P.S. Напомним, в 2023 году триумфатором церемонии «Оскар» стал фильм Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта «Все везде и сразу», забравший шесть статуэток (из 11 номинаций).
На красной дорожке «Оскара-2024» появились все «оскароносные» звезды картины – Мишель Йео, Ке Хюи Куан и Джейми Ли Кертис, а также режиссеры.
Актеры побывали и на сцене, где помогли представить номинации своих коллег и вручить награды в категориях, в которых выиграли годом ранее.
Перед церемонией 2024 года Йео, получившая премию за «Лучшую женскую роль», на одном из телешоу оглянулась на события прошлого года и затронула текущую ситуацию:
«Радость и разочарование, кажется, идут рука об руку, там высокая конкуренция, и нет никаких гарантий. «Барби» – один из самых успешных и любимых фильмов, и мне жаль, что так вышло с Марго и Гретой».
P.P.S. Личные рекомендации авторов материала: #mustsee для российских зрителей – «Американское чтиво», «Барби», «Дайана Найэд», «Идеальные дни» и «Элементарно».