«Серебряные коньки». От книги до фильма

«Серебряные коньки». От книги до фильма
«Серебряные коньки». От книги до фильма
User Rating: 5 (1 votes)

Дело было в те давние времена, когда Санкт-Петербург еще был столицей России 🙂

Итак, 1899 год. Рождество. Реки скованы льдом, а городские улицы переполнены людьми в ожидании чуда 🙂

Накануне нового столетия пересекаются пути юноши и девушки… Между ними такая социальная пропасть, что, казалось, эти двое вообще не должны были встретиться 🙂 Serebryanie-konki-15_2

«Ты выросла во дворце, а я родился под лестницей». Матвей – сын фонарщика, его единственное богатство – доставшиеся по наследству посеребренные коньки.

Алиса – дочь крупного сановника, мечтающая заниматься наукой. Ее мама считает, что «замужество наводит порядок даже в самых буйных головах».

Serebryanie konki 2

У каждого из героев своя непростая история, но если сильно верить и не сдаваться, то даже прагматичные родители скажут: «Не живи по чьим-то правилам, живи по своим» 🙂

«Это история любви на сломе времен, но о нем (будущем) наши герои пока не знают, – комментирует актер Федор Федотов (Матвей). – Они влюблены и не могут не верить в чудо, ведь с ними оно случилось!»

 Serebryanie-konki-18_2

Все это происходит в романтическом приключении «Серебряные коньки» – кинодебюте клипмейкера и режиссера рекламы Михаила Локшина. Он признается, что «всегда хотел сделать фильм, который сам захотел бы посмотреть».

«Специфика полного метра в том, как на длинной дистанции складываются отношения с группой и актерами, нужно к каждому найти свой подход. Это было для меня ново и интересно», – признается Локшин.

Serebryanie-konki 11

Присмотреться к Локшину продюсерам посоветовал сценарист картины Роман Кантор («СуперБобровы. Народные мстители», «Хороший мальчик», «Про любовь. Только для взрослых»). Сюжет вдохновлен романом Мэри Мейпс Додж «Серебряные коньки» (1865).

«Обратить внимание на старую сказку, действие которой происходит в Амстердаме, мне посоветовала мама. Из архивных материалов мы узнали, что раньше зимой Петербург превращался в город на льду. Даже грузы по Неве с одного берега на другой доставляли на специальном трамвайчике с коньковыми полозьями», – вспоминает продюсер Петр Ануров.

«Сценарий получился многослойным. Мне хотелось показать всю имперскую мощь этого города, вытащить его историю, культуру, архитектуру… Я пересмотрел большое количество литературы, неоднократно ездил в Петербург», – делится Кантор.

Serebryanie-konki 8

«Нам хотелось создать не просто какую-то костюмную драму о далеких временах, а актуальную историю, где можно было бы провести параллели с нынешней реальностью. Времена изменились, а вечные вопросы и проблемы все те же: отношения между властью и народом, между сословиями, между мужчиной и женщиной в конце концов», – отмечает Ануров.

«Среди прочего фильм затрагивает злободневную сейчас тему феминизма – главная героиня хочет учиться, а тогда женщины еще не могли получать высшее образование. В картине есть «пасхалки» – отсылки к нашему времени. Я изначально поставил перед собой такую задачу, чтобы в фильме не было ощущения костюмного нафталина», – добавляет Кантор.

В фильме задействованы как известные, так и начинающие российские актеры: Федор Федотов, Соня Присс, Алексей Гуськов, Юрий Колокольников, Северия Янушаускайте, Кирилл Зайцев, Юрий Борисов, Александра Ревенко, Тимофей Трибунцев и Сергей Колтаков.

Serebryanie-konki 11

На экране также можно будет увидеть европейских звезд кино. Ирландка Кэти Бэлтон сыграла гувернантку главной героини – мисс Джексон, француз Дэни Лаван – медиума Фурье, а литовская актриса Северия Янушаускайте – мать Алисы, Северину.

Янушаускайте и Лаван ранее уже работали в России и неплохо знают русский язык, а для Бэлтон это был первый опыт. Актриса призналась, что благодаря кинопроекту влюбилась в нашу страну 🙂

Кастинг на главные роли – графини Алисы (Присс) и сына фонарщика Матвея (Федотов) – проходил в несколько этапов. Всего создатели картины отсмотрели около пятисот молодых актеров и актрис. Кстати, и Присс, и Федотов родились в Петербурге 🙂

Serebryanie-konki 16

«Я счастлив, что первую большую роль в кино получил именно в «Серебряных коньках», и вдвойне счастлив, что эти грандиозные по размаху съемки были в моем родном городе», – отмечает Федотов.

«Я с трех лет занимался хоккеем. Сначала папа привел меня в секцию фигурного катания, но уже через два месяца я взял в руки клюшку и не выпускал четырнадцать лет – до самого поступления в театральную академию», – вспоминает актер.

Serebryanie-konki 17

«Но когда я впервые надел исторические коньки и вышел на лед, то понял, что для фильма придется освоить иной стиль катания. Было тяжело, понадобилось три месяца интенсивных тренировок, но в итоге у меня стали получаться трюки, которые я сам от себя не ожидал», – рассказывает Федотов.

«То, что я умею на льду чуть больше, чем Соня, было даже на пользу нашим с ней сценам. Я был рад ей помочь и подсказать, так что в кадре держал за руку не только как Матвей, оберегающий свою возлюбленную, но и как артист, которому доверили прекрасную партнершу», – добавляет актер.

«Мы с Федей подружились на съемках и до сих пор общаемся. Он всегда меня поддерживал и находил правильные слова. Я с детства стою на коньках, но одно дело – фигурные коньки, а другое – исторические. Хотя, конечно, ко всему привыкаешь», – признается Присс.

Serebryanie-konki 12

Съемки киноприключения прошли с января по май 2019 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Кронштадте, Гатчине и Всеволожске), причем большая часть – на замерзших реках и каналах города на Неве.

Интересно, что той зимой было тепло, температура колебалась в районе 0°C. Но съемочной группе удалось снять сцены на льду рек Невы, Фонтанки, Мойки и Крюкова канала.

Естественный лед укрепляли: делали настил, накрывали его цветной подложкой (чтобы в кадре все выглядело эффектнее), а потом добавляли дополнительный слой специального вещества.

Serebryanie-konki 10

Некоторые массовые сцены разыгрывались на искусственном льду. Огромный каток залили в павильонном комплексе во Всеволожске, там же воссоздали необходимые декорации (элементы набережных, каналов и мостов).

Художником-постановщиком картины выступил Александр Загоскин, известный по фильмам «Карп отмороженный», «Адмиралъ» и «Третья планета». Он уверен, что «историческая достоверность очень важна, иначе не будет нужной атмосферы».

Serebryanie konki 5

Интерьерные эпизоды снимались в Юсуповском, Мраморном и Шереметевском дворцах, а также в Доме ученых. А вот в Дом музыки кинематографистов не пустили.

Кроме того, в кадре появятся такие достопримечательности Петербурга и окрестностей, как Петропавловская крепость, Инженерный замок, Витебский вокзал, Музей прикладного искусства и Большой Гатчинский дворец.

За соответствие одежды героев временному периоду отвечали художники по костюмам Татьяна Патрахальцева («Эбигейл», «Дуэлянт») и Галина Солодовникова (театральный сценограф, дебют в кино), а за грим актеров – Тамара Фрид (обе части «Брата»).

Serebryanie-konki 9

Солодовникова занималась только платьями Алисы и Северины, а остальными нарядами – Патрахальцева. Для съемок мастерам пришлось пошить несколько сотен костюмов и сделать столько же париков.

Все наряды героинь Присс и Янушаускайте – уникальной ручной работы, они были созданы в единственном экземпляре, за исключением платья и пальто главной героини для сцены пожара.

Serebryanie-konki 21

«Меня не раз звали в кино, но раньше всегда отказывалась. Задачи казались мне не настолько интересными по сравнению с теми, что были в театре. Но Локшин предложил то, в чем я могла применить свои знания и умения, – сделать эффектную стилизацию исторических костюмов», – отмечает Солодовникова.

«Не уверен, что похожий образ – страстной модницы конца XIX века (речь о Северине – прим. ред.) – до этого был представлен в российском кино. Я также очень доволен тем, что нам удалось поиграть в бал a’la Russe. Такие мероприятия были очень популярны в начале XX века», – делится Локшин.

Serebryanie konki 3

Реплики серебряных коньков изготовили по сохранившимся историческим образцам, в том числе по экземпляру 1885 года, который продюсеры купили на онлайн-аукционе. Резные лезвия тех коньков, что передаются из поколения в поколение в семье Матвея, создал белорусский мастер Олег Седловский («Сталинград», «Викинг», «Матильда»).

Актеры почти четыре месяца ежедневно тренировались с профессиональными фигуристами и каскадерами, чтобы научиться трюкам. Сначала осваивали мастерство катания на хоккейных и фигурных коньках, а затем – на исторических. Занятия проходили на хоккейной площадке в Петербурге.

Serebryanie konki 4

«Перед нами стояла грандиозная задача – поставить уникальное катание, которого еще не было в мировом кинематографе. Разработка программы длилась почти пять месяцев. В итоге мы сделали удивительный аттракцион, в картине практически нет повторяющихся прыжков», – говорит постановщик трюков Александр Стеценко.

Почти все трюки актеры исполняли сами, только в самых опасных сценах их место занимали каскадеры, фигуристы и фристайлеры. Хореографом проекта выступил лауреат театральных премий «Золотая маска» и «Арлекин» Владимир Варнава.

Serebryanie-konki-20_2

Музыкальные темы фильма создал британский композитор Гай Фарли («Тайный сообщник», «Мания, сводящая с ума»). Саундтрек «Серебряных коньков» был записан в Лондоне на легендарной студии «Эбби-Роуд», где в свое время работали The Beatles, Pink Floyd, Oasis и U2.

«Я никогда не был в Санкт-Петербурге, но изучал историю России, очень много читал на эту тему и смотрел исторические картины. Я знаю, что в Петербурге сочиняли музыку такие композиторы, как Петр Чайковский, Игорь Стравинский и Николай Римский-Корсаков», – рассказывает Фарли.

«Серебряные коньки» – потрясающий фильм, с ним мечтал бы поработать любой композитор! Я вдохновлялся самой картиной, выражал то, что чувствую. Я видел на экране замерзшие реки и каналы, ярмарки и дворцы – весь этот удивительный Санкт-Петербург – и сочинял на пианино. Это было чистое вдохновение!» – признается англичанин.

Serebryanie-konki 14

За визуальные эффекты отвечала студия CGF Александра Горохова, известная, в частности, по картинам «Движение вверх», «Время первых», «Экипаж» и «Президент Линкольн – охотник на вампиров». В работе над проектом принимало участие около двухсот специалистов.

«Это сказочно-романтическая история, помещенная в зимнюю красоту северной столицы, и зритель совершенно точно никогда еще не видел погонь на коньках по каналам Петербурга!» – говорит Зайцев.

«Думаю, что картина будет очень актуальна и интересна во всем мире. Сегодня, когда есть движение #MeToo, это очень своевременная и злободневная история, хотя события и разворачиваются в конце XIX века», – считает Бэлтон.

Serebryanie-konki 18

«Наша история – о том, что любовь сильнее всех преград, и о том, что непременно нужно следовать своей мечте. Вот такие вечные темы, но мы старались внутри исторического кино придать им современный вид», – говорит Локшин.

«Серебряные коньки» – идеальное новогоднее кино, способное поднять настроение, вдохновить и напомнить, что все возможно, главное – мечтать!» – уверен генеральный директор «Централ Партнершип» Вадим Верещагин.

Убедиться в том, что люди и их чувства за сотню лет не так уж и изменились, можно будет в кинотеатрах с 10 декабря 2020 года (для желающих – и в IMAX!). Экранная продолжительность истории – чуть более двух часов. Приятного просмотра всем, кто старше шести лет! 🙂

Майя Лепкова

Кадры и фотографии предоставлены компанией «Централ Партнершип»

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*