«Великая ирония»: эксперимент, свобода творчества и Париж Вуди Аллена

«Великая ирония»: эксперимент, свобода творчества и Париж Вуди Аллена
«Великая ирония»: эксперимент, свобода творчества и Париж Вуди Аллена
User Rating: 4.5 (1 votes)

Именитые режиссеры все чаще решаются на эксперименты на неродных языках ради придания большей аутентичности происходящему на экране и собственного развития и совершенствования.

Сначала «оскароносный» испанец Педро Альмодовар представил первый фильм на английском – короткометражку «Человеческий голос», а потом решился и на полный метр на английском – «Инструкцию для уборщицы».

Теперь же и «оскароносный» американский маэстро Вуди Аллен провел такой эксперимент, сняв свой первый фильм на французском языке. Этот проект стал юбилейным, 50-м в долгой творческой карьере Аллена.

Velikaya-ironiya 19

В российском дубляже он получил яркое название «Великая ирония» (в оригинале – «Coup de Chance», что в дословном переводе «Удачный ход», а рабочим вообще было «Wasp 22», то есть «Оса-22»).

«Никогда не думал, что у меня будет шанс поработать на другом языке, но я всегда был влюблен в европейское кино, особенно сильно меня привлекало французское. Я не очень хорошо говорю по-французски, а понимаю еще меньше», – делится Аллен.

«Когда я закончил сценарий, то подумал, что было бы отличным опытом снять этот фильм на французском языке. Когда я предложил это продюсерам, они встретили мою идею с восторгом», – добавляет режиссер.

Velikaya-ironiya 9

Действие происходит в Париже, съемки прошли там же (осенью 2022 года – прим. ред.) 🙂 В проекте задействован цвет современного французского кинематографа. Часть закадровой команды тоже была местной, остальные же не раз работали с Алленом.

По сюжету супруги Жан (Мельвиль Пуло) и Фанни (Лу де Лааж) живут в шикарном доме в престижном районе Парижа. На первый взгляд, они счастливы. Но только на первый 🙂 Не все так просто, как кажется 🙂

Velikaya-ironiya 12

Жан – успешный бизнесмен, которому нравится само ощущение контроля. Герою не откажешь в притягательном обаянии, он об этом знает и пользуется 🙂 Жан считает, что сам создает свою удачу, а милость случая тут совершенно ни при чем.

Некоторые его друзья намекают – то ли в шутку, то ли всерьез, что ради сотворения собственной удачи герой избавился от своего делового партнера. Так ли это? Возможно 🙂 А что вы хотели – какие могут быть спойлеры на этом этапе 🙂

Velikaya-ironiya 8

Именно харизма вкупе с надежностью и стабильностью, какие может дать Жан, и привлекли к нему Фанни, разочарованную предыдущим неудачным замужеством и изнуренную теми сложными и болезненными отношениями.

«Этот красивый и обеспеченный человек появился в ее жизни в правильное время, когда она чувствовала себя растерянной и нуждалась в поддержке. Но, если бы она встретила его при менее волнительных обстоятельствах, возможно, не вышла бы за него замуж», – описывает пару Аллен.

Постепенно Фанни понимает, что ей некомфортно в компании легкомысленных друзей мужа, которые по выходным собираются в их загородном поместье, охотятся и играют в гольф. А ведь со стороны кажется, что жизнь прекрасна! Да, но только не для нее.

Velikaya-ironiya 25

Фанни – яркая и образованная женщина, ее всегда привлекало искусство. Героиня еще в юности думала, что ее муж будет из творческой среды – музыкантом, художником или писателем. Так и произошло в первый раз, но – небольшой спойлер – избранник оказался еще и наркоманом…

Эх, как же Фанни хочется вернуться в тот прекрасный мир, но без «довеска»! Мечты сбываются 🙂 Правда, иногда весьма изощренно, и вот как тут не вспомнить о судьбе и ее милости 🙂 В общем, Фанни случайно (ли?) сталкивается на улице с…

… Аленом (Нильс Шнайдер) – некогда влюбленным в нее одноклассником, который стал писателем. Как бы громко это сейчас ни прозвучало, мир девушки переворачивается с ног на голову 🙂 Эта неожиданная встреча возрождает и былое влечение Алена 🙂

Velikaya-ironiya 3

Новый-старый знакомый небогат и живет в небольшой квартирке, но дышит тем самым творчеством, которого так не хватает Фанни в ее настоящем. В отличие от Жана, Ален покоряется случаю и верит в удачу и везение, ведь уже не раз испытал на себе их влияние и возможности 🙂

«У меня есть ощущение, что случай играет гораздо большую роль в жизни, чем люди хотят признать. Им нравится думать, что если они усердно работают, прикладывают усилия и соблюдают дисциплину, то могут контролировать свою жизнь. Но это только отчасти верно, даже если это немного расстраивает», – считает Аллен.

С каждым слово_шагом во время прогулки по осеннему Парижу Фанни все острее понимает, что ее будущее может и должно быть другим. Кажется, она была рождена для того, что порхать, парить и вдохновлять, а в итоге стала своего рода сиделкой для первого мужа и так называемой трофейной женой для второго.

Velikaya-ironiya 5

Тот еще путь – из сиделки для подсевшего в куклу для беспринципного, которую приятно представлять своим друзьям для создания иллюзии идеальности. Что победит – богемный образ жизни или любовь к прекрасному, которая порой (даже обычно) чревата трудностями?

А может ли сыграть в этом роль вмешательство матери (в роли Камиллы – Валери Лемерсье)? Как и поначалу дочь, она покорена Жаном и рада, что Фанни в надежных мужских руках и ни в чем не нуждается. Да и с зятем у них много общего – та же страсть к охоте, к примеру 🙂

Однако Камилла во многих вопросах опытнее дочери, хотя бы потому, что дольше живет на этой земле, ну, и материнский инстинкт тоже нельзя отбрасывать 🙂 Мать, в отличие от Фанни, держит руку на пульсе сплетен, и, когда сладкая жизнь Жана начинает пахнуть жареным, берет дело в свои руки…

Velikaya-ironiya 10

Ирония в иронии – до начала съемок Аллен не знал никого из актеров, играющих в фильме. Французский, как мы помним, тоже, но «ведь понятно, играет ли человек правдоподобно или неправдоподобно», так что можно и не говорить на языке актеров.

Тем более что… «Так как я написал сценарий, то знаю, что они говорят в каждой сцене, и, если есть ощущение, что кто-то совершил ошибку, я могу спросить тех (супервайзера сценария или операторов), которые говорят на языке», – отмечает Аллен.

«Актеры не должны были строго подчиняться моему сценарию, они могли расслабиться и импровизировать, говорить так, как они бы сами говорили при подобных обстоятельствах. Когда даешь актерам такую свободу, получаешь прекрасную актерскую игру», – добавляет режиссер.

Velikaya-ironiya 28

«Я и представить себе не могла, что мне предложат сыграть в фильме Вуди Аллена. Быть частью его пути как художника в определенный момент времени – это потрясающе», – признается Лу де Лааж.

«Когда я получила сценарий, то к нему прилагалась записка. Вуди написал, что предлагает мне роль, но, если мне она не нравится, я могу просто об этом сказать. Такая элегантность встречается редко», – продолжает актриса.

«Я прочла сценарий за один присест, как если бы читала роман. Манера письма была совершенной! Мне не нужно было придумывать предысторию своего персонажа, так как сразу было понятно: эта молодая женщина склонна погружаться во все, что предлагает ей жизнь», – отмечает Лааж.

Velikaya-ironiya 11

«Когда мы только познакомились, Вуди сказал мне, что Камилла – мать, у которой просто развита интуиция, она не слишком умна и не особо подозрительна. Это были очень простые слова, но они много рассказали о персонаже», – делится Лемерсье.

«Первая встреча с персонажем – это ключевой момент. Даже когда я играю какую-либо героиню на сцене, вы, как зрители, должны понять после всего лишь пары реплик, кто перед вами», – продолжает актриса.

«В этом отношении Вуди был прав, не желая, чтобы я выглядела слишком красивой и умной женщиной, даже если я чувствовала, что в моем старом бежевом плаще похожа на Коломбо (детектив, герой одноименного сериала – прим. ред.)», – добавляет Лемерсье.

Velikaya-ironiya 7

«С самого начала Вуди сказал мне: «Это сложная, очаровательная, нервная, грозная, нежная роль», и добавил: «Я буду рядом, чтобы помочь тебе». Было замечательно играть этого героя, который в одной и той же сцене может быть очаровательным и завоевывать всех своей харизмой, но в мгновение ока открыть гораздо более темную сторону», – признается Пупо.

«Жан сумел скрыть от Фанни некоторые черты своего характера. Нужно время, чтобы понять, с кем имеешь дело. Фильм поднимает в том числе и эту тему – вы никогда не знаете человека, с которым живете», – считает Лааж.

Velikaya-ironiya 16

«Сценарий представляет собой идеальный баланс трагедии и комедии, и все это доведено до кульминации, типичной для гения Вуди. Я был удивлен финалом, который выражает точку зрения Аллена на бытие – жизнь подобна броску игральных костей, и мы все во власти судьбы», – отмечает Пупо.

«В этом фильме каждый кадр, каждое творческое решение – независимо от того, связано ли оно с монтажом или музыкой – несет в себе постоянный баланс между пафосом и юмором, между чувством угрозы и чувством беззаботности, так что вы смеетесь и волнуетесь одновременно», – продолжает актер.

Velikaya-ironiya 27

«Элемент водевильного фарса связал фильм с традицией французской драматургии, но мой персонаж, одновременно жестокий и обаятельный, придал ему многосмысловое измерение. Структура сценария, который, несмотря на сказочность, довольно безжалостен, напомнила мне работы Эрика Ромера (французского режиссера – прим. ред.)», – добавляет Пупо.

Пришло время рассказать о закадровом отделе и открыть вам еще один секрет маэстро 🙂 Во Франции Вуди придерживался тех же методов, которые использует на съемках в США, и привлек к работе многих давних соавторов – так он называет свою команду.

«Чтобы сделать хороший фильм, надо окружить себя первоклассными сотрудниками. Нужно обстоятельно их подобрать, а потом не стоять у них над душой, а дать творчески самовыражаться», – считает Аллен.

Velikaya-ironiya 6

За камерой на проекте стоял «оскароносный» оператор Витторио Стораро. «Великая ирония» – его пятая совместная работа с Вуди (ранее были «Светская жизнь», «Колесо чудес», «Дождливый день в Нью-Йорке» и «Фестиваль Рифкина»).

«С Витторио мы всегда работаем одинаково. Он читает сценарий, мы говорим о том, каким должно быть впечатление от картины, а затем я даю ему свободу. Стораро – великий художник, и почти все, что он делает инстинктивно, выходит просто прекрасно», – отмечает Аллен.

Что же будет прекрасного? Париж во всех его проявлениях, но не простой, а… ламповый, словно из фильмов середины и второй половины прошлого века. Посещаемые персонажами места предлагают идеализированное видение города – видение Вуди.

Velikaya-ironiya 30

«Над «Великой иронией» мы работали в Париже – по сути северном городе, а снимали осенью, то есть было в основном облачно, и в городе присутствовало уличное освещение. По большей части я использовал контраст между искусственным и естественным светом в зависимости от конкретного момента», – отмечает оператор.

Как это обычно и бывает в фильмах Аллена, визуальная составляющая отражает эмоциональный путь героев – от теплых и золотистых оттенков в моменты душевной гармонии до более холодных тонов в тяжелые моменты.

Кроме того, Стораро, чтобы подчеркнуть различия между характерами главных героев, использовал различные способы съемки и световые решения (так было, например, и в «Дождливом дне в Нью-Йорке»).

Velikaya-ironiya 14

«Я связал теплые тона с Фанни, используя красивый полуденный свет или теплый свет заката, снимал ее в основном стедикамом (система стабилизации камеры для съемок в движении – прим. ред.) с длинным объективом», – отмечает оператор.

«С Жаном все было наоборот, так как он ассоциировался с ночным временем. Я его снимал широкоугольным объективом, показывая, что он движется практически по прямой линии», – объясняет Витторио.

Velikaya-ironiya 15

В этот раз для передачи красоты города и эмоций героев Стораро использовал 16-битную цифровую камеру «Sony». «С помощью этой камеры можно запечатлеть до 200 миллиардов различных оттенков, так что я совсем не скучаю по пленке», – признается Витторио.

Художником-постановщиком на проекте была Вероника Мелери («Два Папы», «Любви больше нет», «Из Парижа с любовью»), она никогда раньше не работала с Алленом, но «быстро поняла, что он хотел показать полюбившийся ему Париж и заснять город во всем его великолепии».

Люксембургский сад, Монмартр и аллеи Вест-Энда стали отсылками к личным воспоминаниям режиссера, ранее эти локации были показаны в фильме Вуди «Полночь в Париже». Мелери также пересмотрела «Матч-поинт» и «Загадочное убийство в Манхэттэне» – фильмы Аллена, в которых тоже криминальный сюжет.

Velikaya-ironiya 17

Рестораны, где проводят время герои, были выбраны потому, что режиссер знал и любил именно их. «Некоторые – типичные парижские бистро, другие – модные, с панорамным видом на город», – отмечает Мелери. Часть мест никак не связана с Алленом, но подходит фильму по стилистике.

Мелери отмечает, что в начале совместной работы ее культурные ориентиры немного конфликтовали с видением Аллена. «Но Вуди принял мою точку зрения и полностью доверился мне», – добавляет Мелери. Да, снова та самая свобода творчества 🙂

«Представление Вуди о богатых интерьерах для молодой парижской пары, вращающейся в высшем обществе, было очень американским, поэтому было оспорено мной, как француженкой», – объясняет Вероника.

Velikaya-ironiya 26

Velikaya-ironiya 18

Мебель для квартиры Жана и Фанни искали на знаменитом блошином рынке Клиньянкур, в парижских антикварных магазинах и у иностранных дилеров, а многочисленные произведения искусства были созданы членами команды Мелери или взяты напрокат у частных коллекционеров.

Костюмы героев, как и локации и интерьеры, помогают рассказать историю и подчеркнуть напряженные и эмоциональные моменты, ими занималась Соня Гранде. В отношении Жана и Фанни речь шла о том, чтобы показать социальный статус и хороший вкус через дорогую одежду, обувь и украшения.

Что касается Алена, то художник по костюмам хотела избежать маскировки под представителя богемы и оставила одежду сыгравшего его Шнайдера, дополнив личный гардероб актера вещами из секонд-хендов.

Velikaya-ironiya 24

«Мне нужно было, чтобы стиль персонажа явно вырастал из личности самого актера. Я хотела показать молодого человека, который хорошо образован и много путешествовал, хотя денег у него нет», – объясняет Гранде.

Образ Фанни меняется по мере развития сюжета – сначала она выглядит очень изысканно и элегантно, но после встречи и сближения с Аленом ее внешний вид становится все проще и сдержаннее. «Как будто она вновь стала той девушкой, какой была до того, как выйти замуж за Жана», – отмечает Гранде.

Velikaya-ironiya 22

Гранде уже не раз работала с Вуди – это был их шестой проект – и знала, что он ей полностью доверяет, и что ему нужно. «Я, как и раньше, дал Соне свободу творческого самовыражения», – делится Аллен. (Мы в этом и не сомневались!)

«Если вы позволите такому члену команды, как Соня, делать то, что она хочет, поскольку она прекрасно понимает сценарий, девять из десяти раз инстинкт ее не подведет. Если актер или актриса придет в наряде, который я считаю неправильным, то скажу ей, но это бывает редко», – объясняет Аллен.

Velikaya-ironiya 4

Музыка, играющая в фильмах Вуди большую роль, на этот раз будет… Впрочем, пусть лучше расскажет сам режиссер:

«Обычно в моих картинах звучит старая джазовая музыка, которая мне самому очень нравится. Но я работал над французской лентой, поэтому отдал дань уважения национальному кинематографу 1950-60-х годов вроде «Лифта на эшафот» Луи Маля.

Французские кинодеятели тогда использовали музыку Майлза Дэвиса, «Modern Jazz Quartet» и в целом современный (в то время) джаз, поэтому именно этот стиль я использовал в «Великой иронии», и он вписался идеально».

Velikaya-ironiya 2

Резюмируя все сказанное выше, опыт съемок в Париже и на французском языке Аллену понравился, он «был бы счастлив сделать это снова». Надеемся, что так и будет, потому что и нам результат его работы очень понравился (не надо вам еще на покой, маэстро*!) 🙂

Мировая премьера «Великой иронии» состоялась 4 сентября 2023 года на Венецианском кинофестивале (внеконкурсная программа). 10 сентября прошла светская премьера картины в Лионе (Франция), а 27 сентября она вышла в местный прокат.

Velikaya-ironiya 21

Российские зрители смогут увидеть, как написанные слова превращаются в динамическую картинку, с 28 сентября 🙂 Экранная продолжительность истории – полтора часа (тот случай, когда этого катастрофически мало!). Приятного просмотра всем, кто «16+»!

Татьяна Витковская

Кадры и фотографии – кинокомпания «Вольга»

* В сентябре 2022 года Аллен в интервью испанской прессе заявил, что «думает не снимать больше фильмов, а сосредоточиться на писательстве», это перепечатали американские журналисты.

Festival Rifkina 6

Почему же Вуди задался вопросом: снимать или не снимать? Дело в возрасте (тогда режиссеру было 86 лет, а сейчас 87)? В июне прошлого года Аллен в интервью в прямом эфире в соцсетях сказал своему собеседнику – актеру Алеку Болдуину:

«Раньше, когда я снимал фильм, он (месяцами) шел в кинотеатрах по всей стране. Теперь ты снимаешь фильм и получаешь пару недель, может быть, четыре или шесть недель в прокате, а затем он переходит в потоковое вещание. Это уже не то, и для меня это не так приятно».

Примерно то же самое, что и Аллен в беседе с Болдуином, американской прессе позже заявил официальный представитель Вуди, опровергнув заявление испанского издания:

«Аллен не говорил, что уходит на пенсию, он сказал, что подумывает о том, чтобы не снимать фильмы. Просто снимать кино, которое сразу или очень быстро попадает на стриминговые платформы, для него не так приятно».

Festival Rifkina 5

Напомним, последний фильм Вуди – «Фестиваль Рифкина» (2020) – получил в США ограниченный прокат, а его мировой бокс-офис составил всего 2,3 млн долларов. Для сравнения, предыдущий фильм режиссера – «Дождливый день в Нью-Йорке» (2019) – собрал в международном прокате 23,8 млн долларов.

«Хотя я (больше) не получаю такого же удовольствия, снимая фильм и выпуская его в кинотеатре, но я собираюсь сделать, по крайней мере, еще один и посмотрю, что почувствую», – сказал также Аллен Болдуину.

Вскоре после этого СМИ сообщили, что съемки новой картины режиссера пройдут во Франции. Вуди описал ее жанр как «ядовитый романтический триллер» и сравнил со своим фильмом «Матч поинт». Да, речь шла о «Великой иронии» 🙂

Dozhdliviy-den-v-NY 3

Сборы новой картины Аллена покажет время. По данным IMDB, помимо указанных выше стран «Великую иронию»   можно будет увидеть, в частности, в Бельгии, Швейцарии, Испании, Португалии, Нидерландах, Греции, Израиле и Польше.

От редакции Sveshalki.com: мы очень любим творчество «оскароносного» маэстро и желаем ему снять еще как минимум пять классных фильмов! Согласитесь, это тот случай, когда 55 лучше, чем 50 🙂

Точку (хотя по факту – многоточие) в материале хотелось бы поставить словами самого Аллена из интервью британской прессе летом 2019 года: «Моя философия уже много десятков лет заключается в том, что независимо от происходящего в моей жизни я должен работать.

Работа – это во все времена то, что действительно занимает меня семь дней в неделю, поэтому я даже не задумываюсь об уходе из кинематографа. Вероятно, на съемочной площадке, занимаясь любимым делом, я однажды и уйду из жизни…»

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*