Тайная жизнь звезд по Долану
Домашнее задание: напишите о реальном событии в вашей жизни. Не надо писать о том, как вы провели выходные в Хогвартсе (с).
Один маленький мальчик в 2006 году спорил с мамой. Спорил так обоснованно, что не каждый взрослый сможет: апеллируя к логике, он пытался запутать маму и выведать, не врет ли она случайно по поводу письма. Сразу после этого телевидение сообщило о смерти сериальной звезды… Как связаны эти два события и цитата из первого абзаца?
С таких сцен начинается новый, седьмой по счету фильм эпатажного канадского режиссера Ксавье Долана «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована». К слову, первый для него англоязычный, что, к вящему удивлению, оставило на ленте своеобразный отпечаток. Это не хорошо и не плохо, это факт 🙂
Но давайте обо всем по порядку 🙂 Сразу после сообщения по ТВ мы, словно на машине времени, переносимся на десятилетие вперед. Маленький герой уже вырос, став почти таким же успешным, как тот актер, который был его кумиродругом и пять лет писал ему письма. Реальное событие из начала помните? Так вот это оно 🙂
У Руперта есть много что сказать и рассказать этому миру, и он не собирается ничего держать в себе 🙂 Иначе говоря, мальчик созрел 🙂 Он слишком хочет, чтобы люди узнали правду о Джоне и о том, что тот сделал для становления его личности, как не физически, но морально помог ему подготовиться к взрослой жизни.
Да, вы правильно поняли: сначала мы имеем констатацию смерти актера Джона Ф. Донована, а потом вспоминаем его жизнь, не самыми проторенными тропами возвращаясь к закату звезды. Прием с закольцованным сюжетом не новый, но и избитым его не назовешь 🙂 Да и зачем пытаться открывать Америку, если все известно заранее, как минимум из названия 🙂
У Долана попросту нет выбора, но он все равно не играет в Капитана Очевидность, а пытается построить оригинальный замок из тех «игрушек», которые есть на руках 🙂 Наверное, поэтому он постоянно жонглирует локациями и кидает нас в разные временные периоды, в каждом из которых могут быть воспоминания о еще более ранних годах.
У вас не будет возможности запутаться в происходящем, потому что скачки в прошлое и переходы между жизнями героев в рамках одного года вполне размеренные и гармоничные, хотя, возможно, и не такие, как в «Боли и славе» Педро Альмодовара, где их чувствуешь за несколько секунд «до». К слову, тут тоже будет довольного много крупных планов 🙂 Но перекликаются фильмы не только в этом – фанаты режиссеров поймут 🙂
К визуальному и музыкальному ряду новой работы Долана, как, впрочем, и предыдущих, претензий нет. К сценарию, написанному Доланом и Джейкобом Тирни, тоже. Как и к актерам 🙂 Кит Харингтон с легкостью вышел из «игропрестольного» образа Джона Сноу, проявив способности к изображению всевозможных эмоций, которые в телешоу его персонажу были противопоказаны, и можно со всей уверенностью предположить, что уже совсем скоро он не будет ассоциироваться только и лишь с племянником и любовником матери драконов 🙂
Да и о Джейкобе Тремблее мы наверняка еще не раз услышим – не надо быть пророком, чтобы понять: мальчик далеко пойдет 🙂 А вот остальные давно всем и все доказали: и Натали Портман, и Сьюзен Сарандон, и Кэти Бейтс – именно так, по нарастающей 🙂 Интересно, что сам Долан, как это бывает обычно в его картинах, в кадре не появится. Наверное, чтобы в глазах не рябило от перебора звезд на квадратный метр пленки 🙂
Так о чем этот фильм? О людях-человеках и их жизни. О быстротечности времени и блеске софитов, который может погаснуть быстрее, чем вы думаете. О моментах, ради которых стоит пойти на все что угодно, и о моментах, которые стоят того, чтобы ждать всю жизнь. О том, что порой из лучших побуждений мы делаем ужасные вещи. О заветных мечтах и желании жить так, как боги-звезды.
Но главное – о том, какую цену приходится платить за славу… (Ведь то, что дозволено обычным людям, – непозволительная роскошь для их кумиров). О том, что бывает, когда частная жизнь актеров становится достоянием общественности. О том, что в одночасье все может перевернуться с ног на голову, и взлет сменится падением. А, как известно, чем выше пьедестал, тем больше угол падения. «Я просто хочу спать, выспаться и начать все с чистого листа».
Это не тот Долан, которого вы знаете. Это другой Долан, не такой чувственно-эстетский, чем франкоязычный, что ли. Такой Долан в Долане, эксперимент в эксперименте. Именно эксперимент по Долану, а не квинтэссенция пройденного творческого пути по Альмодовару, как в уже упоминавшейся выше «Боли и славе». Конечно, мы не ставим крест на Педро, но у Долана все же больше впереди 🙂
Фильм о Доноване прост для восприятия, что, впрочем, не отменяет недосказанности и противоречий. Долан не дает простых ответов (а порой и вообще никаких), заставляя поглубже заглянуть внутрь себя и задуматься о том, что нами руководит в ситуации, когда нужно принять сложное (и зачастую неприятное) решение. А еще Долан предлагает рассмотреть возможность стать свободным от условностей, всего лишь сказав правду, как это сделал он сам. И в кино, и в реальности 🙂
Найти свои ответы на вопросы о смерти и жизни Джона Ф. Донована и сделать свои выводы о фильме вы сможете уже 15 августа 2019 года. Экранная продолжительность этой весьма актуальной для современного шоу-бизнеса истории – два часа. Обратите внимание на возрастное ограничение – «18+». Приятного просмотра!
Татьяна Витковская
Кадры из фильма предоставлены кинокомпанией «Вольга»
P.S. Финальные кадры доставляют отдельно – вот тут Долан остается верен франкоязычному себе 🙂 На них так и хочется перефразировать классика: «Ай да Долан, ай да сукин сын!» 🙂