«Джим Маршалл: рок-н-ролл в объективе»
«Вы позвонили Джиму Маршаллу. Оставьте сообщение после сигнала. Вам скоро перезвонят. Спасибо».
Так начинается документальный фильм, посвященный жизни и творчеству культового американского фотографа Джима Маршалла (1936-2010). Байопик снял режиссер Альфред Джордж Бэйли.
В документари «Джим Маршалл: рок-н-ролл в объективе» зрители увидят отрывки из сохранившихся интервью фотографа и услышат воспоминания о нем из первых уст. Коллеги, продюсеры, музыканты и актеры поделятся интересными фактами – о первой встрече и продолжении знакомства, о совместной работе и завязавшейся крепкой дружбе.
Одним из главных спикеров картины выступила Амелия Дэвис – фотограф и нынешняя владелица компании Jim Marshall Photography LLC, которая была доверенным лицом Маршалла почти тринадцать лет (с 1998 года до последних дней его жизни).
«Всех нас формирует то, что с нами происходило в детстве. У него было тяжелое детство, ему повезло уцелеть». Мальчик родился в Чикаго в семье сирийских иммигрантов, отца рядом не было, воспитанием будущего фотографа занималась мать.
Джим вспоминает, что примерно с конца Второй мировой вырезал из журналов снимки разных фотоаппаратов и наклеивал их в специальный альбом, где также подписывал цены. Он мечтал о дорогой камере Leica, но первой десятилетнему Джиму подарили дешевую Brownie. Впрочем, впоследствии его мечта о крутом фотоаппарате сбылась 🙂
Профессионально заниматься фотографией Маршалл начал в 1950-е годы – в период битников. По словам его современников, Джим буквально дышал идеями бит-поколения, как и последовавшего за этим движения хиппи.
Он ездил по всей стране и искал нечто такое, что остальным не показалось бы примечательным. Многие случайные кадры оказывались историческими. Так, в день убийства 35-го президента США Джона Кеннеди он оказался неподалеку от места преступления.
Но в основном фотографии Маршалла – это «дневник жизни в музыке», в объектив его камеры попала вся эпоха рок-н-ролла. Джим снимал музыкантов, которые потом станут легендами, еще в те времена, когда их никто не знал.
Речь не о кадрах, сделанных на концертах, а о личных снимках. Именно благодаря Маршаллу у нас сохранилась память обо всех легендах рок-н-ролла, в том числе о Джоне Колтрейне, Бобе Дилане, Джимми Хендриксе, Джонни Кэше и Дженис Джоплин.
Джима подпускали к себе даже звезды, которые неохотно фотографировались. Он был тем единственным репортером, который за кулисами снимал последнее выступление The Beatles 29 августа 1966 года, и «битлы» сами попросили об этом Маршалла.
«Неважно, насколько ты хорош. Если у тебя нет доступа, не будет и снимка». Друзья отмечают, что музыканты ему «всецело доверяли», именно это и помогало добиться такой искренности и «настоящести» на снимках.
А еще друзья уверены, что «звезды воспринимали Джима как художника одного с ними уровня», и это тоже давало определенные преимущества. «Невозможно заглянуть в сердца и души людей через объектив, если у вас не открыт с ними «канал связи».
Маршалл отвечал своим «моделям» взаимностью и оправдывал их доверие. Он считал, что многие коллеги злоупотребляют фотоаппаратом и профессией, и не одобрял их. «Люди, впуская вас в свою жизнь, доверяют вам, обманывать доверие просто преступно».
Одновременно Маршалл выступал за свободу творчеству и не шел на уступки. «Я не хочу, чтобы кто-то говорил мне: «Сюда не ходи, туда нельзя». Раз они впускают меня, значит, должны уважать мой взгляд и вкус и дать мне сделать фотографию, запечатлеть то, что я вижу».
Полная самоотдача, преданность делу и несомненный талант – благодаря этим составляющим то, что получалось у Джима, не получалось больше ни у кого. «Красота того, что он сделал, переживет его, фотографии бессмертны».
Снимки Маршалла украшали сотни журнальных обложек, причем не только с музыкантами. Так, он снимал режиссера Вуди Аллена, актера Майкла Дугласа и других кино- и театральных деятелей, а также делал репортажи с маршей за гражданские права. В общем, освещал все то, чем жила и «болела» эпоха.
Разумеется, у великого фотографа-документалиста были свои проблемы. С какими трудностями ему пришлось столкнуться, вы узнаете, если посмотрите документари 🙂
Байопик особенно рекомендован к ознакомлению фотографам, искусствоведам, музыкальным критикам и интересующимся историей рок-н-ролла.
«Джим Маршалл: рок-н-ролл в объективе» – в онлайн-кинотеатрах с 1 апреля 2020 года. Экранная продолжительность биографической истории – полтора часа. Приятного просмотра всем, кто «18+»!
Татьяна Витковская
Кадры из фильма предоставлены кинокомпанией «Вольга»
P.S. Сказать, что мне нравится тренд показывать документари на большом экране и в российских онлайн-кинотеатрах, ничего не сказать 🙂 Из свеженьких рекомендую также «Однажды… Тарантино» и «2040: Будущее ждет».