«Фестиваль Рифкина»: немного Альмодовара в сюрреалистичной драмеди Аллена*

«Фестиваль Рифкина»: немного Альмодовара в сюрреалистичной драмеди Аллена*
«Фестиваль Рифкина»: немного Альмодовара в сюрреалистичной драмеди Аллена*
User Rating: 4.8 (1 votes)

Обладатель четырех «Оскаров» Вуди Аллен представляет фильм об исцеляющей силе кино — «Фестиваль Рифкина». И сразу — с корабля на бал 🙂

Мы встречаем главного героя — американского профессора кинематографии Морта Рифкина (Уоллес Шоун) — в кабинете психолога. Он говорит о детстве, родителях, отношениях с женщинами, браке и поездке, перевернувшей его жизнь…

Морт вместе с женой — журналисткой Сью (Джина Гершон) — приезжает на кинофестиваль в Сан-Себастьян. Впрочем, он не столько хочет посмотреть новые фильмы, сколько собирается присмотреть за красавицей-супругой и решить кое-какие свои проблемы.

Festival Rifkina 5

Морт подозревает, что увлечение Сью молодым режиссером Филиппом (Луи Гаррель) начинает выходить за рамки профессионального… Сью убеждена, что Филипп безумно талантлив, и уже поэтому он ей нравится. Можно не гадать на кофейной гуще — в какой-то момент она не сможет контролировать свои чувства… 🙂

Но по факту Филипп скорее псевдоинтеллектуал, он специально выбрал для своего фильма беспроигрышную — антивоенную тематику, чтобы его хвалили 🙂 Да и вообще, ухаживания героя за Сью зачастую кажутся развенчиванием мифов о французах и их любвеобильности, разумеется, в юмористическом ключе, это же Аллен 🙂

Festival Rifkina 3

Современные фильмы, которые нравятся Филиппу, Морт считает банальными, ведь он нежно и трепетно любит кинематограф 1950-60-х годов — работы Ингмара Бергмана, Федерико Феллини и Жан-Люка Годара 🙂 Более того, Рифкин все происходящие с ним ситуации рассматривает через призму классических кинокартин.

Морт не упускает возможности осмеять и самого Филиппа, и его работу, которую, кстати, все хвалят. Конечно, Рифкин мог бы оставить свое мнение при себе, но из-за душевных переживаний у него плохое настроение и — привет психосоматике! — боли в груди, а это все не располагает к снисходительности 🙂

Festival Rifkina 6

Вот мы и добрались до его проблем — старина Рифкин надеялся на испанском побережье выбраться из творческого ступора, который превратил его в раздражительного зануду, и найти вдохновение для написания своего первого романа (и обязательно гениального, на меньшее он не согласен), а тут такое…

Негативное отношение Морта к творчеству Филиппа, которым Сью искренне восхищается, только увеличивает трещину в отношениях супругов. Рифкину было бы совсем непросто, если бы в его жизни не появилась — и как вовремя! — доктор Джоанна Рохас (Елена Анайя).

Festival-Rifkina 9

Джо замужем за вспыльчивым художником Пако (Серхи Лопес), и в этом союзе тоже не все гладко. Неудивительно, что химия между Джо и Мортом случилась уже на первой встрече. Вот реально — два «одиночества» нашли друг друга 🙂 Пока Сью проводит дни напролет с Филиппом, Морту компанию составляет Джо.

С этой женщиной Рифкин может обсуждать любимые фильмы и не бояться быть непонятым или отвергнутым. Как известно, идеальные отношения — это еще и наличие общих интересов, а иногда — и врагов, ведь обоим не нравятся картины Филиппа 🙂

Festival Rifkina 4

К слову, и у Морта, и у Джо еще и непростые истории любви в прошлом. Джо нравятся интеллектуалы, и она не хочет признавать, что и творцы могут быть жестокими, хотя жизнь не раз ей это доказывала. Взять хотя бы нынешнего мужа…

Морт пережил уход любимой женщины, которой пришлись не по душе его интеллектуальные изыски, и если бы она была одна такая! Теперь вот и Сью утомил… В общем, всем героям есть за что обижаться на жизнь, близких, самих себя в конце концов.

Festival-Rifkina 8

Так фестиваль в Сан-Себастьяне становится фестивалем Рифкина, его историей любви, преодоления кризиса и познания себя. Фестивалем открытий чудных, и главное из них — кино обладает исцеляющей силой и способно возрождать из пепла чувства и жажду жизни и творчества. Надежда на светлое будущее прилагается 🙂

В общем, нас, как и в драмеди «Дождливый день в Нью-Йорке», ждет магия любви и кино 🙂 Результат этого волшебства не может нивелировать даже Смерть в исполнении Кристофа Вальца, что символично, получившего мировую известность после роли нацистского полковника в тарантиновских «Бесславных ублюдках».

Festival-Rifkina 7

Да, друзья, без сюра не обойдется 🙂 В «Фестивале Рифкина» тесно переплетаются фантазии и реальность и гармонично сочетаются юмор и душевные страдания. В какие-то моменты даже слегка веет творчеством Педро Альмодовара, в основном его «Болью и славой» 🙂

Наверное, этого не могло не случиться — и место действия, и тематика, и Анайя, сыгравшая в «Коже…» Альмодовара, и закадровая команда, сотрудничающая с обоими режиссерами… Да и просто мне всегда хочется — нет, не сравнить, они абсолютно разные — найти точки пересечения в творчестве этих киногениев 🙂

Festival-Rifkina 7

Вот нашла еще одну: как и в случае с «Болью и славой», в «Фестивале Рифкина» нам создают эффект присутствия и одновременно подглядывания в замочную скважину. Аллен делает зрителя почти духовником, молча и без осуждений выслушивающим героя, а потом пытающимся собрать пазл-выход.

Будет ли у истории типично голливудский хэппи-энд? Это вы узнаете, если посмотрите #ФестивальРифкина 🙂 Полуторачасовой фильм начнет покорять кинотеатры с 31 декабря 2020 года. Приятного просмотра всем, кто старше 16 лет!

Татьяна Витковская

Кадры и фотографии — кинокомпания «Вольга»

* Аллюзия на название романа Франсуазы Саган «Немного солнца в холодной воде».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*