«Фестиваль Рифкина» — кастинг, подбор локаций и импровизация на съемках

«Фестиваль Рифкина» — кастинг, подбор локаций и импровизация на съемках
«Фестиваль Рифкина» — кастинг, подбор локаций и импровизация на съемках
User Rating: 4.7 (1 votes)

Камера! Мотор!.. Стоп! Снято!.. Обладатель четырех «Оскаров» Вуди Аллен представляет: «Фестиваль Рифкина»!

Проект был анонсирован еще в июне 2018 года. Тогда западные СМИ сообщили, что режиссер начал подготовку к съемкам картины, в которой также выступит сценаристом. С тех пор в прессе ее называли «Безымянный проект Вуди Аллена».

Festival-Rifkina 20

Официальное оригинальное название — «Rifkin’s Festival» — у фильма появилось только осенью 2019-го, лишь спустя год нам сообщили локализованную версию — ни шага в сторону — «Фестиваль Рифкина» 🙂

Подробности сюжета картин американского маэстро обычно держатся в тайне от общественности буквально до последнего момента. Так было и на этот раз 🙂 Нюансы сценария и интересные факты о съемочном периоде российским журналистам раскрыли только в ноябре 2020 года.

Festival Rifkina 5

Если коротко, новая алленовская история расскажет о поездке американской пары — немолодого профессора кинематографии Морта Рифкина и его супруги-журналистки Сью — на кинофестиваль в Сан-Себастьян. На месте у жены разгорается роман с французским режиссером Филиппом, а муж влюбляется в жгучую испанку Джоанну.

У фильма международный актерский состав: Уоллес Шоун, Джина Гершон, Луи Гаррель, Елена Анайя, Стив Гуттенберг, Кристоф Вальц, Серхи Лопес, Ян Туаль и Лус Киприота. Основным кастингом занималась Патриция ДиЧерто, которая за последние двадцать лет подобрала актеров для двух десятков фильмов Аллена.

Festival-Rifkina 12

#этоинтересно — изначально Вуди видел главного героя Морта Рифкина молодым мужчиной. Мнение режиссера изменилось, когда его подруга Джульет Тейлор (в прошлом — директор по кастингу) предложила на эту роль кандидатуру Шоуна.

«Я подумал: «Это же идеально! У Уолли не только завидное чувство юмора, но и достаточно опыта для того, чтобы обыграть самые пикантные ситуации. Но главное — у него исключительные интеллектуальные способности», — отмечает Аллен.

Festival-Rifkina 8

«Некоторые из актеров, которых я рассматривал на роль интеллектуала Рифкина, не справились бы с ней. Тогда я решил: «А почему бы не предложить это амплуа человеку, который является интеллектуалом в реальной жизни?» — добавляет режиссер.

Ранее Уоллес снялся в ролях второго плана в нескольких фильмах Вуди («Эпоха радио», «Тени и туман», «Проклятие нефритового скорпиона», «Мелинда и Мелинда»). Мало кто знает, но именно Аллен открыл Шоуну двери в большой кинематограф 🙂

Так случилось, что упоминавшаяся выше Тейлор в далеком 1977 году оказалась в числе зрителей спектакля «Мандрагора», в котором Шоун сыграл свою первую роль, и предложила познакомить его с Алленом.

Festival-Rifkina 11

«К тому времени я уже несколько лет писал пьесы и считал, что роль в «Мандрагоре» станет для меня разовой актерской авантюрой, но я все же пошел в офис Вуди», — рассказывает Шоун.

«Помню, Аллен стоял на стремянке перед книжными полками и искал какую-то книгу, практически не обращая на меня внимания. Он спросил, есть ли у меня планы на лето. Я ответил, что нет. Так прошло мое первое прослушивание», — отмечает актер.

После того короткого разговора Уоллес получил одну из своих самых запоминающихся эпизодических ролей — Джереми в алленовском «Манхэттене». Дальше вы знаете, но все же пусть расскажет и сам Шоун 🙂

Festival-Rifkina 7

«Спустя несколько лет я понял, что могу неплохо зарабатывать актерской игрой и продолжать при этом спокойно заниматься драматургией. Если бы не Джульет и Вуди, я бы нипочем не начал играть», — признается Шоун, на счету которого сейчас более 170 (!) проектов.

«Роль Рифкина стала для меня весьма непростым испытанием. Я до сих пор в шоке от того, что Вуди доверил мне такое амплуа. Я вложил в этот фильм душу и сердце», — добавляет актер.

Festival-Rifkina 15

«Я был поражен тем, как Уолли сыграл роль Морта! Он сделал все, что я хотел увидеть в кадре, и сделал это очень профессионально», — возвращает комплимент режиссер.

Кстати, у Аллена очень интересный подход к актерской игре. Шоун объясняет: «У Вуди актеры не должны планировать, как реагировать в той или иной ситуации, а затем на площадке выполнять задуманное. Он хочет, чтобы все было естественно, чтобы актером двигало подсознание. Если какая-то сцена кажется Вуди чересчур наигранной, он ее бракует».

Festival-Rifkina 9

О такой необычной манере знали далеко не все, ведь не все раньше работали с Алленом 🙂 «Поначалу было непросто. Вуди хотел, чтобы в кадре я была сама собой. Я ему: «Погодите, что значит самой собой?» Его ответ меня удивил: «Не думай. Ты слишком много думаешь». Я говорю: «Ну, ладно». С того момента я вообще не задумывалась над ролью, просто старалась вести себя естественно», — вспоминает Анайя.

Гаррель — давний поклонник творчества Аллена, поначалу он сильно нервничал на съемочной площадке. «Я посмотрел все фильмы Вуди, и мне было любопытно узнать, как он работает. Я спрашивал: «Как вы думаете, стоит мне добавить вот это или что-то еще?» А он мне: «Можешь делать все, что хочешь, лишь бы это выглядело естественно», — делится актер.

Festival Rifkina 2

«Я всегда хотел поработать с Алленом. Да, в «Фестивале Рифкина» я появляюсь всего в одной сцене, но одна сцена лучше, чем вообще ни одной. Возможно, в следующий раз я появлюсь в двух сценах. Как говорится, курочка по зернышку клюет», — с улыбкой говорит Вальц.

Съемки фильма прошли в июле-августе 2019 года в Сан-Себастьяне (Испания). «Лучший летний лагерь на свете. Это было весело! Спасибо Вуди за то, что включил меня (в каст), и за годы и годы работы над созданием некоторых из моих любимых фильмов», — комментирует Гершон.

Gina Gershon 1

За камерой на проекте стоял «оскароносный» оператор Витторио Стораро**, который работал над тремя другими алленовскими шедеврами — «Колесом чудес», «Светской жизнью» и «Дождливым днем в Нью-Йорке». Экстерьеры фестиваля и сам Сан-Себастьян он снимал в цвете, а личную жизнь Морта — в черно-белой гамме.

«Если бы Вуди (или какой-нибудь другой режиссер) предложил мне снять исключительно черно-белый фильм, я бы отказался. Я не хочу возвращаться к тому времени, когда знал всего три краски: черную, белую и серую. Но в «Фестивале Рифкина» чередование с цветом дало мне возможность вести со зрителем визуальный диалог», — рассказывает Стораро.

Festival-Rifkina 7

Художником-постановщиком картины был Ален Байне (одна работа с Вуди — «Вики Кристина Барселона»), а за модные образы героев отвечала дизайнер костюмов Соня Гранде***, в портфолио которой четыре фильма Аллена — «Магия лунного света», «Римские приключения», «Полночь в Париже» и «Вики Кристина Барселона».

«Мы с Байне давно дружим и уже не раз работали вместе. Мы сошлись во мнении, что раз уж фильм снимается частично черно-белым, то крайне важно подчеркнуть цвет в других сценах. Так мы заодно отделили мечты героя от реальности», — отмечает Гранде.

Festival-Rifkina 14

Байне и Гранде старались воссоздать киносмотр в Сан-Себастьяне максимально достоверно, чтобы персонажи Аллена выглядели как можно более правдоподобно. Фильм снимался именно там, где проводят фестиваль, — во Дворце конгрессов «Курсааль» и в кинотеатре «Виктория».

Гранде уделила внимание одежде и аксессуарам не только главных героев, но и массовки. «Я буквально одержима мелочами, когда дело касается гардеробов. Каждая деталь важна для реалистичности персонажа и общей атмосферы фильма», — говорит дизайнер.

Festival Rifkina 3

Монтажером драмеди выступила проверенная временем и десятками фильмов Аллена Алиса Лепселтер. Эта картина стала ее 22-м совместным проектом с Вуди. Впервые режиссер пригласил Алису в команду двадцать один год назад — в ленту «Сладкий и гадкий».

Композитор «Фестиваля Рифкина» Стефан Рембел**** также уже работал с Алленом. Это он написал трек «Big Brother», прозвучавший в фильме «Вики Кристина Барселона», и музыкальную тему «Bistro Fada» из картины «Полночь в Париже», удостоенную премии «Грэмми».

Festival Rifkina 6

Примечательно, что мировая премьера «Фестиваля Рифкина» состоялась на реальном кинофестивале в Сан-Себастьяне 🙂 Российские зрители смогут увидеть испано-американо-итальянскую картину 31 декабря 2020 года (рецензия SVeshalki). Экранная продолжительность истории — полтора часа. Приятного просмотра всем, кто от 16 и старше!

Татьяна Витковская

Кадры и фотографии — кинокомпания «Вольга» и Instagram Джины Гершон

* Аллен был семь раз представлен к «Оскару» в категории «Лучший режиссер» и трижды в номинации «Лучший фильм», он получил по награде в каждой (обе — за картину «Энни Холл»).

Маэстро также шестнадцать раз выдвигался на эту премию за лучший оригинальный сценарий, приз ему достался трижды — за фильмы «Энни Холл», «Ханна и ее сестры» и «Полночь в Париже».

Gina Gershon i Woody Allen

** Стораро за свою карьеру получил более шестидесяти премий, в том числе три «Оскара» — за проекты «Апокалипсис сегодня», «Красные» и «Последний император».

Интересно, что он двадцать лет работал с режиссером Бернардо Бертолуччи. Витторио был помощником оператора на его картине «Перед революцией», а начиная со «Стратегии паука» (и далее) — оператором.

*** Гранде — бывший театральный дизайнер, она работает в кино с 1990 года. Сейчас на счету Сони более сорока проектов, включая фильмы Педро Альмодовара «Разомкнутые объятия», «Поговори с ней», «Джульетта» и «Человеческий голос».

Festival-Rifkina 10

**** Рембел — джаз-гитарист с мировым именем, он выступает с концертами в составе коллектива Stephane Wrembel Band. Стефан выпустил больше десяти альбомов и сотрудничал с такими известными музыкантами, как Ханс Циммер, Дэвид Гризман и Патти Смит.

P.S. Подвести итог хотелось бы словами Аллена из интервью, которое он дал летом 2019 года изданию Screen Daily: «Моя философия уже много десятков лет заключается в том, что независимо от происходящего в моей жизни я должен работать. Работа — это во все времена то, что действительно занимает меня семь дней в неделю, поэтому я даже не задумываюсь об уходе из кинематографа. Вероятно, на съемочной площадке, занимаясь любимым делом, я однажды и уйду из жизни».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*