«На острие»: от идеи и кастинга до поиска локаций и съемок

«На острие»: от идеи и кастинга до поиска локаций и съемок
«На острие»: от идеи и кастинга до поиска локаций и съемок
User Rating: 4.7 (1 votes)

Современный спорт давно перестал быть лишь состязанием в силе и скорости. Сегодня его определяют личности…

Александра Покровская – лучшая саблистка мира. Она знаменита, богата и уже оставила свой след в истории. Для полного счастья – спортивного и личного – опытной (читать: стареющей) фехтовальщице осталось завоевать только олимпийское золото.

Однако на пути у Покровской неожиданно встает молодая и сильная соперница. Кире Егоровой всего 19 лет, она побеждает на всех соревнованиях и не сходит с обложек глянцевых журналов. Цель девушки, переехавшей из провинции в Москву, – занять место Покровской.

Na-ostrie 4

Как вы понимаете, место это пока не вакантно 🙂 Вот здесь-то и начинается нешуточная борьба, и, кажется, она вот-вот зайдет слишком далеко…

Все это происходит в спортивной экшн-драме «На острие» режиссера Эдуарда Бордукова – второй его полнометражной работе после нашумевшей молодежной картины о дворовом футболе «Коробка» (2016).

Идея создания фильма «На острие» принадлежит продюсерам Елене Гликман и Михаилу Дегтярю. Пять лет назад они уже работали с Бордуковым как раз над упоминавшейся «Коробкой», и режиссером своего нового проекта видели только его.

Дегтярь – мастер спорта СССР по фехтованию на саблях, поэтому знает его внутреннюю кухню не понаслышке. Именно он предложил Гликман создать картину о конфликте в фехтовании – виде спорта, о котором еще ни разу не снимали кино.

Na-ostrie 9

«Далеко не каждый знаком с фехтованием и его правилами, поэтому перед нами стояла сложная задача – сделать повествование настолько острым и зрелищным, чтобы оно было интересным для зрителя», – комментирует Гликман.

«Эдуард – замечательный спортсмен в прошлом и талантливый режиссер со свежим взглядом в настоящем. В своем кино он всегда выводит на первый план человеческую историю, а спорт – лишь фон, на котором развиваются отношения», – говорит Дегтярь.

Na ostrie 12

Сценарий фильма «На острие» писала целая команда авторов, в нее вошли Александр Егоров, Михаил Какуберия, Антон Шеенсон, Анна Соболевская, Игорь Гордашник и сам Бордуков.

«С одной стороны, фехтование – это очень красивый и аристократичный спорт, эдакий балет с оружием в руках, – говорит режиссер. – С другой, суть фехтования в том, что ты выходишь на поединок с единственной целью – «убить» соперника».

«Чтобы состояться в этом спорте, важно иметь «инстинкт убийцы». И вот перед нами две современные женщины, у которых этот инстинкт в крови, – продолжает Бордуков. – Каждый день они облачаются в доспехи и выходят на поединок. Как это влияет на их жизнь и отношения с близкими?»

Na-ostrie 8

«Спорт – это очень жестокий мир, в котором постоянно сменяются лидеры. Если сегодня ты чемпион, то это не значит, что на следующем соревновании не придет кто-то новый и не займет твое место на пьедестале», – комментирует Гликман.

Интересный факт – история, показанная в картине, вымышленная, но основана на реальных событиях из мира фехтования. Прототипами главных героинь послужили олимпийские чемпионки по фехтованию Софья Великая и Яна Егорян.

«Покровская – королева фехтования, она сдержанная и аристократичная. Саша – воплощение системы, это академизм, холодный интеллект и тонкий просчет своего соперника», – рассказывает режиссер.

Na-ostrie 2

«Егорова же – дикий зверь, ей плевать на правила, систему и авторитеты. Это девочка из провинции, иногда грубая и весьма дерзкая. Кира – природная стихия, разрушающая все вокруг», – отмечает Бордуков.

«В какой-то степени история Егоровой (Стася Милославская) и Покровской (Светлана Ходченкова) для меня – это история Моцарта и Сальери», – признается режиссер.

В образе Покровской Бордуков еще во время работы над сценарием видел именно Ходченкову, но пробы она все равно проходила, а вот кастинг на роль Киры был довольно долгим, хотя Стася всегда оставалась в фокусе внимания создателей фильма.

Na-ostrie 6

На финальном этапе претендентки пробовались в парах – было важно, чтобы они «сыгрались», это залог того, что женский спортивный дуэт сможет удержать внимание зрителей.

«Определяющим стало то, что Стася и Света, по сути, выбрали друг друга. Мы у обеих спрашивали, кто им больше всего понравился по работе в паре, кто наиболее интересен и комфортен как партнер, и актрисы указали друг на друга», – вспоминает Гликман.

К слову, Милославская уже работала с Гликман, Дегтярем и Бордуковым – еще во время учебы на первом курсе школы-студии МХАТ Стася снялась в «Коробке».

Na ostrie_PosterПо сюжету, обеих спортсменок тренирует один и тот же наставник – Гаврилов (Сергей Пускепалис). «Нам хотелось уйти от стереотипного образа тренера старой советской закалки, сделать его противоречивой фигурой. Он не плохой и не хороший, у него своя правда», – отмечает Бордуков.

«Гаврилов через спортсменок хочет доказать что-то миру, человечеству, себе. Он делает из девочек чемпионок, и ради этого готов на все», – говорит Пускепалис о своем персонаже.

В фильме также задействованы актеры Алексей Барабаш, Кирилл Дегтярь, Евгений Сытый, Софья Эрнст, Хильда Кармен и спортсмены Мария Киселева и Павел Колобков. Часть зрителей на соревнованиях изображала массовка, еще часть дорисовали мастера компьютерной графики.

Na-ostrie 7Творческую группу картины консультировали представители Федерации фехтования России. Они не только советовали, как правильно ставить поединки, но и рассказывали, какими должны быть реплики спортивных комментаторов.

Во время подготовки к съемкам Ходченкова и Милославская брали уроки у профессиональных тренеров, но в особо сложных трюковых сценах не обошлось без дублеров, ими были спортсмены, участвовавшие в соревнованиях мирового уровня.

«Мы долго отрабатывали и оттачивали фехтовальные стойки, положение рук и спины, уколы и удары. Фехтование – это запредельные скорости, зачастую человеческий глаз даже не успевает зафиксировать момент укола. Было очень сложно добиться таких движений, но я много лет хожу в зал и занимаюсь на пилоне, мне это невероятно помогло», – рассказывает Ходченкова.

Na-ostrie 5

«Фехтование мне преподавали еще во время учебы, но тогда этот предмет совсем не давался, а все потому, что меня заставляли держать оружие в правой руке, хотя я – левша! Во время тренировок перед съемками фильма мне переложили саблю в левую руку, и сразу все пошло как по маслу. Так фехтование открылось для меня заново, и я стала получать от него удовольствие», – признается Милославская.

Для подготовки к роли Милославская также смотрела соревнования по фехтованию и выбрала себе пример для подражания – олимпийскую чемпионку Яну Егорян.

Na ostrie 11

«Мне понравилась ее энергия, и я написала в Instagram с предложением встретиться. Было невероятно интересно пообщаться с Яной, она приоткрыла мне тайны фехтовального мира», – вспоминает актриса.

Фильм снимался в Москве в павильонах ВДНХ и на натуре, среди локаций были дворец спорта «Динамо», здание бывшего Бадаевского пивоваренного завода, а также столичные ночные клубы.

«Мы хотели разнообразить интерьеры, чтобы действие происходило не только в спортивных залах и на огромных аренах», – комментирует Гликман.

Na-ostrie 3

Специально для съемок было арендовано дорогостоящее спортивное оборудование, обычно расписанное по соревнованиям на месяцы вперед, а даты еще пришлось состыковывать с жесткими актерскими графиками!

Всего кинематографистам понадобилось 40 смен, которые растянулись с зимы 2018 года до весны 2019 года. Команда также побывала во Франции, там снимались сцены международных состязаний.

Художником-постановщиком картины выступил Денис Исаев, на счету которого около тридцати проектов, в том числе «72 часа», «Один день», «Дорога без конца» и «Искатели приключений».

Na ostrie 10Борьба на турнирах и в жизни будет происходить под музыку композиторов Дмитрия Емельянова («Громкая связь», «Про любовь. Только для взрослых») и Олега Белова («Миллиард»).

Двухчасовая спортивная драма должна была выйти в прокат 26 марта 2020 года. Однако из-за пандемии премьера была отложена на неопределенный срок.

В сентябре компания-прокатчик порадовала фанатов кино и спорта, назвав новую дату релиза – 26 ноября 2020 года. Экранная продолжительность истории – два часа. Приятного просмотра всем, кому «12+»!

Евгения Тихонова

Фотографии, кадры и постер – компания «Централ Партнершип» и Instagram Эдуарда Бордукова

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*