«Календарь ма(й)я». От книги до фильма
Мечтали ли вы когда-нибудь вернуться в прошлое и что-то изменить? Это вполне возможно… в кино 🙂
Так произойдет в семейной приключенческой картине режиссера Виктории Фанастютиной «Календарь ма(й)я»*. В основу сценария легла одноименная книга Виктории Ледерман**, его написала Фанасютина.
«В 2012 году я увидела в Интернете конкурс, на который принимали рукописи для детей и подростков, и мне захотелось попробовать написать что-то для этого возраста. Я очень люблю жанр «городское фэнтези», тогда мы все ждали конец света, предсказанный племенем майя, видимо, это наложило отпечаток и на мои идеи», – делится Ледерман.
Итак, школьники из Санкт-Петербурга едут на экскурсию в краеведческий музей в Гатчине. По дороге они заезжают на место археологических раскопок, в центре которого стоит тысячелетний камень со странными символами.
По воле случая жизнь троих героев – Глеба, Юры и Лены, оказавшихся ближе всех к старинному артефакту, начинает двигаться в обратном направлении. Эти ребята такие разные, но утром 23 мая окажется, что у них довольно много общего 🙂
Точнее, это общее предстоит отыскать в процессе 🙂 Героям придется не только заново прожить прошлое, но и не дать случиться событиям, которые могут повлиять на их близких. Сделать это и отключить таинственный механизм можно только вместе…
Да-да, как известно, у любой магии есть последствия, и этот случай – не исключение 🙂 Лишь командная работа и отважные поступки способны исправить ход истории и вернуть всех обратно в настоящее.
Главные детские роли в фильме исполнили актеры-дебютанты*** Данила Уютов, Милана Копничева и Руслан Паньшин. На площадке к ним присоединились более опытные коллеги – Федор Добронравов, Анна Уколова, Юрий Батурин, Равшана Куркова, Раиса Рязанова и Сергей Горошко.
«Когда я впервые попала на съемки и увидела своих «оживших» героев, испытала радостный шок – они были именно такими, какими я их задумала. Это просто стопроцентное попадание в образы. Видимо, у нас с режиссером не только имена одинаковые, но и мысли тоже», – признается Ледерман.
«Снимать кино по книге, которую так любят читатели, – чистое вдохновение, я и сама полюбила эту историю и ее героев. Но есть и другая сторона медали: снимать по любимой всеми книге – большая ответственность и риск, ведь каждый представляет героев по-своему», – говорит Фанасютина.
«Книга и кино – два разных произведения. Книга уносит в мир именно ваших фантазий, а в кино вы видите мир, созданный фантазиями других людей. Наш фильм, пожалуй, динамичнее книги, но характеры главных героев, так тонко прописанных автором, остались неизменными****», – добавляет режиссер.
«Практически в тот же момент, когда ко мне в руки попала повесть Ледерман, с идеей снять кино по этой книге обратилась Виктория Фанасютина. Все звезды сошлись, работа над фильмом сразу началась», – делится продюсер Юрий Обухов.
Кинематографисты объехали весь Крым – от Керчи до Севастополя – и Калининградскую область, но не нашли место для съемок, которое устраивало бы всех. Тогда оператор Александр Носовский предложил в качестве локации Санкт-Петербург.
Спасибо Александру! В фильме зрители увидят много красивых видов летнего города на Неве 🙂 Правда, погода в Петербурге в июне 2021 года выдалась на удивление жаркой – много дней температура держалась на уровне 35 °C.
Всем актерам – и начинающим, и опытным – пришлось непросто. Народная артистка России Раиса Рязанова, которая играла бабушку, ни на минуту не ушла с площадки и поддерживала юных актеров даже во время репетиций, хотя ее просили отдохнуть и побыть в тени.
Часть съемок прошла на плавучей пристани, некоторые сцены снимали в ночное время. Поскольку в этот период в Петербурге белые ночи, оператору пришлось сильно постараться, чтобы в кадр не попали плавсредства с веселыми пассажирами на борту 🙂
Художником-постановщиком проекта выступила Ксения Демкина («Ледяная история»). За костюмы героев отвечала Елена Гвоздева («Руммейт»), а за музыкальную составляющую – композиторы Максим Кошеваров и Александр Маев.
«Экранизации литературных произведений – это всегда сложно, так как писатели трепетно относятся к своим текстам. Ледерман же полностью доверилась нам, а, увидев фильм на экране, не смогла сдержать слез счастья. Для нас это высшая похвала, значит, все получилось», – отмечает Обухов.
«Нашим детям не хватает друзей в кино, а герои «Календаря ма(й)я», мне кажется, будут им интересны и понятны. Главный посыл фильма – будь добрее и внимательнее к людям, которые тебя окружают», – резюмирует Фанасютина.
Увидеть фантастическую историю на больших экранах большой страны можно с 1 сентября 2022 года. Экранная продолжительность приключений – полтора часа. Приятного просмотра всей семьей («6+»)!
Евгения Тихонова
Фотографии со съемочной площадки – компания «ПрофиСинема»
* Повесть «Календарь ма(й)я» – литературный дебют Ледерман. В 2014 году ее опубликовало издательство «КомпасГид».
Когда книга стала бестселлером, многие кинокомпании обращались в издательство с предложением ее экранизировать. В итоге договор был заключен с «КароПродакшн».
Виктория пишет с девяти лет, просто не издавалась до 2014 года. Ледерман – лауреат Крапивинской премии и посвященной памяти Кира Булычева литпремии «Алиса».
** «Календарь ма(й)я» – вторая полнометражная работа Фанасютиной. Фильм снят при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Дебютом Виктории в большом кино стала военная драма «Солдатик», ранее она снимала выпуски детского юмористического киножурнала «Ералаш».
*** В фильме «Календарь ма(й)я» также снялись школьники из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и других городов России. Да, вы правильно поняли: кастинг был масштабным 🙂
**** Разница между книгой и сценарием есть, но не принципиальная. Основная история не менялась, отличаются только отдельные сюжетные нюансы, что в случае с экранизациями не редкость.