«Мое преступление», или феминизм по Озону
«Сколько себя помню, я всегда хотел рассказать историю фальшивого преступника». Если сильно хотеть, то сбудется 🙂
Французский маэстро Франсуа Озон* – именно с его цитаты мы начали – представляет драмеди «Мое преступление».
Сценарий написали Озон и его давний соавтор Филипп Пьяццо на основе пьесы Жоржа Берра и Луиса Вернея «Школа налогоплательщиков» (1934).
«Я сохранил исторический и политический контекст 1930-х годов, но вольно адаптировал сюжет, резонирующий с современными опасениями по поводу власти и контроля в гендерной политике, а также поиграл с параллелями между театром и системой правосудия», – отмечает Озон.
Итак, Париж, 1930-е годы. Мадлен Вердье – молодая и красивая, но не слишком талантливая актриса – обвиняется в убийстве известного продюсера. Суд оправдывает ее благодаря подруге-адвокату Полин Молеон.
Разбирательство получило широкую огласку в прессе, и теперь у Мадлен новая жизнь, о которой она так мечтала, – в лучах славы и успеха. У Полин тоже все прекрасно 🙂 С оговоркой: пока тайное не грозит стать явным…
Главные роли в картине исполнили Надя Терешкевич («Танцовщица», «Магия зверя», «Десять процентов») и Ребекка Мардер («Внебрачные связи», «Крестная мама», «Он и она»).
«Мне понравилась сама идея сыграть актрису, которая постоянно играет кого-то. Мадлен одинаково отдается игре, независимо от того, играет ли она для судей, чтобы спасти свою жизнь, или выступает на сцене», – признается Терешкевич.
«Быть актрисой – значит понимать, что даже когда ты играешь, даже когда ты лжешь, сама жизнь занимает центральное место. Поначалу с некоторой невинностью, а затем с убежденностью, Мадлен становится представителем женщин, противостоящим патриархальному обществу», – отмечает Терешкевич.
«В своей адаптации оригинальной пьесы Озон подчеркнул ее удивительный резонанс с нашим временем, это фильм глубоко феминистский. Мадлен и Полли защищают не только себя, но и всех женщин. Здесь нет места ревности, их коллективное освобождение – это все, что имеет значение», – считает актриса.
«Для женщин 1930-х выбор был между тем, чтобы стать законной женой или тайной любовницей. Мадлен и Полин хотят этого избежать и сделают все возможное, чтобы обрести автономию. Они сражаются имеющимся в их распоряжении оружием – инстинктивно и манипулируя, но без цинизма или злого умысла», – добавляет Терешкевич.
«На первый взгляд, Полин и Мадлен могут показаться классическими соперницами: блондинка против брюнетки, легкомысленная актриса против умного адвоката. Но этот дуэт крепко связан солидарностью, они союзницы. Одна осмеливается быть актрисой, другая – адвокатом. Обе рискуют и делают ставку на свое женское будущее», – отмечает Мардер.
«Я семь лет провела в театре, он был моей жизнью. В сценарии «Мое преступление» театральность оригинальной пьесы сочетается с напряженными, остроумными линиями и современными темами. Это знакомый мне мир, но с новым измерением – кино», – делится Мардер.
«Как и в театре, мы много репетировали, иногда прямо на съемках. Все было продумано и разобрано заранее, так что на съемочной площадке царили доверие и уверенность, необходимые для того, чтобы полностью отдаться действию», – отмечает актриса.
На экране мы также увидим ярких представителей французского кинематографа, в том числе Изабель Юппер, Феликса Лефевра и Андре Дюссолье, которые ранее уже играли у Озона.
«Этот фильм стал отличной возможностью поработать с талантливыми молодыми актрисами в главных ролях и окружить их уже состоявшимися артистами на сочных второстепенных ролях», – отмечает Озон.
«Это фильм об актерской игре, о жизни и труде актеров, поэтому мы всегда сами участвовали в работе над сценами, и это было круто! Было так вдохновляюще работать со всеми замечательными актерами, которых Франсуа собрал вместе», – признается Терешкевич.
«Съемки были похожи на драматическую непрерывность, которую вы ощущаете на сцене, когда ставите пьесу. На площадке был сплоченный дух (театральной) труппы. К признанным актерам и тем, кто еще «зеленый», относились как к равным, совместная работа воодушевляла нас. Мы были как дети, которых поглотила игра», – добавляет Мардер.
«Мои давние коллеги и я получили огромное удовольствие, воссоздавая стиль 1930-х и работая с устаревшим, казалось бы, материалом таким образом, чтобы подчеркнуть присущую ему быстро развивающуюся современность, которая и сегодня остается живой и радостной», – добавляет режиссер.
Да, и большинство членов закадровой команды тоже ранее уже сотрудничали с Озоном 🙂 Так, за камерой на проекте стоял оператор Мануэль Дакоссе.
«Масштабы этого фильма были более значительными, чем мои предыдущие совместные работы с Франсуа – «Двуличный любовник», «По воле божьей» и «Петер фон Кант». Перед нами стояла задача создать «реалистичный» кинематограф, соответствующий эпохе, не пытаясь воспроизвести то, что мы видели в фильмах 1930-х годов», – делится Дакоссе.
«Съемка в студии представляет собой художественное творение. Это чистый лист, вы все должны создать с нуля. Самой сложной сценой для меня был суд. Это был настоящий вызов – со всеми дополнительными элементами, разными ракурсами, использованием двух камер, чтобы актеры могли непрерывно произносить свои реплики, на все ушло три дня», – вспоминает оператор.
Художником-постановщиком выступил Жан Рабасс («Венера в мехах»), а за модные образы героинь и героев отвечала художница по костюмам Паскалин Шаванн («5х2», «Бассейн»). Перед съемками они собрали подробный файл с точными визуалами.
«Это мой первый фильм с Озоном. Мы провели вместе много времени, исследуя локации и открывая для себя новые места. Для съемок офиса судьи мы отправились в мэрию Шарлеруа в Бельгии – невероятное место, в котором никогда раньше не снимали. Парижскую улицу Жакоб создавали в Бордо – в естественной среде достроили студийные элементы», – рассказывает Рабасс.
«Мы переоборудовали многие помещения, чтобы уйти от вездесущей деревянной отделки, и играли с визуальными кодами, создавая необычное ощущение для зрителей. За немногими исключениями, у декора нет причин быть незаметным. Он существует не только для того, чтобы заполнить пространство, он также рассказывает историю», – отмечает художник-постановщик.
«Мы с Паскалин боялись, что у нас будут одинаковые декорации и костюмы, поэтому использовали цветовые таблицы. В фильме каждая локация имеет свой стиль и фирменный цвет, отражающий чувства и эволюцию персонажей. Мы в 1930-х годах, но они кажутся современными, красочными и графичными, почти попсовыми», – добавляет Рабасс.
«Мое преступление» – мой двадцатый совместный фильм с Озоном. Работа над ним происходила не в музее – мы не стремились воспроизвести период точно таким, каким он был. Тела меняются, и мы приспосабливаемся к телосложению современных актеров», – отмечает Шеванн.
«Актеры начинают играть своих персонажей на наших примерках, костюмы направляют их, даже транспортируют. Костюм должен физически подсказывать, что происходит в основе сцены, показывать напряжение между персонажами», – добавляет художник по костюмам.
«Костюмы всегда были важной частью визуальной составляющей фильмов Франсуа. Как и в очень стильных «8 женщинах» и «Отчаянной домохозяйке», костюмы в «Моем преступлении» сочетают в себе гламур с оттенком кислотного реализма Виолетты Нозьер», – делится Шеванн.
Композитором фильма был Филипп Ромби («Криминальные любовники», «Отчаянная домохозяйка», «Под песком»). «При чтении сценария «Моего преступления» я почувствовал несколько музыкальных тем – «услышал» нотки веселья, ностальгии и саспенса», – отмечает Ромби.
«Основная тема звучит лирично и ностальгично, но она может быть сентиментальной, с немногочисленной оркестровкой (струнные, несколько деревянных духовых, соло на скрипке, джазовая труба и фортепиано), как в сцене на крышах Парижа, или страстной, с полным оркестром, как в финальной сцене», – рассказывает композитор.
«Вторая тема добавляет к оркестру джазовые медные духовые инструменты и сопровождает полицейское расследование, а третья, более солнечная, сопутствует более легким моментам, например, когда героини идут в кино», – продолжает Ромби.
«Я усилил юмор театральных, даже водевильных ситуаций с помощью озорных музыкальных фраз. Я сочиняю непосредственно под образы актеров и тональности диалогов, мои ноты адаптируются к их ритму и их тишине. Музыка помогает почувствовать, что происходит за пределами слов и образов», – добавляет композитор.
«Мое преступление» можно рассматривать как заключительную часть трилогии, включающую «8 женщин» (2001) и «Отчаянную домохозяйку» (2010). Все три фильма стильно и с юмором исследуют положение женщин в обществе», – резюмирует Озон.
Первые два – смотрите в онлайн-кинотеатрах, а третий – на больших экранах в кинозалах тридцати городов нашей страны, где он вышел 22 июня 2023 года.
#вместорецензии: у Озона получилась отличная разговорная драмеди с типичной для экранизации пьесы плотностью диалогов, в которых предостаточно хлестких фразочек 🙂
В общем, надо брать (особенно – любителям театра и творчества режиссера) 🙂 Хронометраж истории – между полутора и двумя часами. Приятного просмотра всем, кто «18+»!
Майя Лепкова, Вика Курская
Кадры, фотографии и постер – компании «Russian World Vision» и «A-One Films»
* Озон дебютировал в большом кино фильмом «Крысятник» (1998). Сейчас в его режиссерском портфолио около пятидесяти проектов, в том числе более двадцати полнометражных, к большинству Франсуа сам написал сценарий.
В активе Озона многочисленные награды (или номинации на них) международных кинофестивалей, в том числе Каннского, Венецианского, Берлинского и в Сан-Себастьяне.
К слову, к выходу «Моего преступления» вспомнили забавный случай, связанный с просмотром одной из предыдущих картин Озона – «Молода и прекрасна» (2013) 🙂