«Три тысячи лет желаний». От идеи до экрана

«Три тысячи лет желаний». От идеи до экрана
«Три тысячи лет желаний». От идеи до экрана
User Rating: 5 (1 votes)

Меня зовут Алитея. Мне по душе одинокий образ жизни. У меня нет детей, нет родителей, нет родни, хотя когда-то был муж ©.

Так – одна, но не одинока – было до той поры, пока на базаре в Стамбуле она не нашла древний сосуд. Затем события развивались, как во всем известной сказке об Аладдине 🙂

Tri-tisyachi-let-zhelaniy 2

Хотя Алитея Бинни и была экспертом по мировой литературе и мифологии, она все равно удивилась, увидев появившегося джинна 🙂

Тот поведал ей свою историю – вот уже три тысячи лет он исполняет мечты людей, которые умирают до того, как загадают финальное третье желание.

На глазах у джинна сменялись не просто эпохи, а целые цивилизации, и каждый раз одно и то же – гибель (порой нелепая и неожиданная) хозяев волшебного артефакта.

Алитея выслушала бедолагу, но загадывать свои три желания не спешила – ей и до рассказа было известно, чем заканчиваются истории о джиннах и лампах 🙂

– Загадай желание! Спаси себя… – У меня есть желание ©.

#вместоспойлера – встреча Алитеи и джинна заставит каждого посмотреть на свою жизнь по-новому и подарит обоим куда большее, чем они могли пожелать 🙂

Все это происходит в романтическом фэнтези «Три тысячи лет желаний» лауреата «Оскара»* Джорджа Миллера. Сценарий тоже написал Миллер (в соавторстве с Аугустой Гор, для которой этот скрипт стал первым в полнометражном кинопроекте).

Интересно, что впервые режиссер познакомился с героями своего будущего фильма в далеких 1990-х 🙂 Именно тогда он прочитал рассказ британской писательницы Антонии Сьюзен Байетт «Джинн в бутылке из стекла «соловьиный глаз» (1994), который и лег в основу картины.

«В этой истории, кажется, описаны все тайны и парадоксы жизни, хотя рассказ достаточно короткий. Прочитанное крепко засело мне в память, а потом настал день, когда я понял, что готов снять фильм по этому сюжету», – говорит режиссер.

«Сюжет показался мне достаточно универсальным, его можно было бы адаптировать к любому жанру. В истории была одна важная особенность – очень глубокий и многогранный подтекст. Есть такие истории внутри других историй, как, например, в «Тысяче и одной ночи», – отмечает Миллер.

Главные роли в картине исполнили «оскароносная» Тильда Суинтон («Человеческий голос», «Доктор Стрэндж») и обладатель «Золотого глобуса» Идрис Эльба («Лютер», «Между нами горы»).

«Джинн – волшебное и практически всемогущее существо, но он уязвим, поскольку находится в магической ловушке. Я никак не мог придумать, кто был бы в силах справиться с такой ролью», – рассказывает режиссер.

«С Идрисом я познакомился на церемонии вручения одной из кинопремий. Я видел его на экране, но этого было недостаточно. Лишь во время личной встречи я понял, что он сможет сыграть джинна», – вспоминает Миллер.

Tri-tisyachi-let-zhelaniy 3

«У Эльбы есть не только талант, но и невероятная харизматичность. С одной стороны, Идрис очень прост, он может быть вашим лучшим другом. С другой стороны, в нем есть какая-то необъяснимая загадка», – объясняет режиссер.

Идрису очень понравился персонаж, и он принял предложение 🙂 «Мы продумали все аспекты – физиологию, реплики и даже акцент», – отмечает актер.

Интересный факт – на стадии репетиций к работе была привлечена логопед Сьюзан Эгарти, которая помогала Эльбе выработать определенное произношение.

«Истории джинна сопровождают нас на протяжении всего фильма. Когда аудитория настолько близко знакомится с персонажем, он не может не воздействовать на нее», – добавляет Эльба.

«Мы старались сделать джинна таким, каким его никогда прежде не видели. В итоге наш джинн получился более уязвимым и человечным. Очевидно, что он с трудом вписывается в современный мир», – отмечает Миллер.

Кастинг Суинтон происходил примерно по той же схеме, что и отбор Эльбы 🙂 «Разумеется, я видел Тильду в фильмах, но только после знакомства на фуршете одного из кинофестивалей и последующей беседы понял, что она будет идеально смотреться в роли Алитеи», – вспоминает Миллер.

«Тильда умеет перевоплощаться до неузнаваемости, и, когда я встретился с ней лично, не мог не отметить это качество. Во время первой читки сценария я был поражен тем, какой она увидела свою роль», – отмечает режиссер.

«Алитея изучает различные истории всевозможных мировых культур, ищет в них схожие черты, ключевые фразы, пытается отличить правду от вымысла, но сама в этих историях не участвует», – объясняет Суинтон.

«Профессионализм Алитеи заключается в наблюдении со стороны: слушать, читать, пытаться понять и описать истории и фантазии других людей. Алитея говорит, что не имеет желаний, но в итоге ей суждено их познать и понять, чего же она хочет. В этом заключается развитие персонажа», – добавляет актриса.

Компанию на съемочной площадке Суинтон и Эльбе составили, в частности, Аамито Лэгам, Николя Муавад,
Эдже Юксель, Маттео Бочелли, Лейчи Халм, Меган Гэйл, Зеррин Текиндор, Огулкан Арман Услу, Джек Брэдди и Бурджу Гелгедар.

Tri-tisyachi-let-zhelaniy 22

Перед началом съемок Миллер, Гор, Суинтон, Эльба, Эгарти и драматург Ник Латурис провели несколько встреч за круглым столом, где обсудили сюжет, персонажей и их взаимоотношения.

«Поразительно, сколь много Тильда и Идрис привнесли в характеры своих героев. Мы внесли существенные изменения в сценарий, он заиграл новыми красками», – рассказывает Гор.

Tri-tisyachi-let-zhelaniy 4

Съемки фильма прошли осенью-зимой 2020 года. Изначально они должны были начаться весной, но на график повлиял коронавирус, хотя снимать все равно пришлось в самый разгар пандемии.

Производство базировалось в Австралии. После приезда в страну актеров отправили на двухнедельный карантин, поэтому первые репетиции были в дистанционном формате – в сервисе Zoom (так проходили и первые прослушивания).

«Я вообще не большой любитель пялиться в экран, а тут мне приходилось заниматься этим по девять часов в день. Это было непросто», – вспоминает Эльба.

Примечательно, что Суинтон и Эльба во время карантина жили в соседних номерах и могли общаться друг с другом лично на безопасном расстоянии – на балконах 🙂

«Периодически мы читали наши сцены, она – на своем балконе, а я – на своем. Было замечательно иметь шанс поработать с Тильдой лицом к лицу, мы начали понимать друг друга еще до начала съемок», – рассказывает Эльба.

К тому времени, когда Тильда появилась на площадке, Идрис уже «пережил» все рассказываемые его персонажем истории 🙂 К слову, именно он предложил Миллеру такой порядок съемок сцен, чтобы лучше прочувствовать персонажа и вжиться в роль.

«Для нас с Идрисом совместная работа стала подарком судьбы. Мы не просто нравимся друг другу, но и хорошо подходим как актеры. Мы совершенно не напрягались во время съемок, буквально чувствуя, как себя нужно вести и что сказать», – говорит Суинтон.

«Мы напоминали счастливых танцоров. Танцевать с кем-то, кто сам очень любит танцы, несказанно приятно. Можешь почувствовать свободу движений и даже немного импровизировать… Это было замечательно», – добавляет актриса.

Эльба возвращает комплимент: «Тильда – удивительная, феноменальная актриса. Едва ли не волшебная. Она умеет на все 100% использовать преимущества совместной работы в кадре, вплоть до реплик, которые мы произносим».

«Тильда и Идрис относятся к той когорте актеров, которые с головой погружаются в работу. Они готовы на все, чтобы снять лучший фильм, какой можно себе представить. Тильда и Идрис – истинные художники, им интересно, как работает каждый специалист», – отмечает Миллер.

Хотя географически действие происходит в современных Лондоне (Великобритания) и Стамбуле (Турция) и древних восточных цивилизациях, события разворачиваются преимущественно в интерьерах, поэтому большая часть съемок прошла в павильонах.

Работать в «комнате отеля» и «апартаментах» актерам и закадровой команде было одновременно и легко, и сложно. Миллер и оператор Джон Сил («Английский пациент», «Принц Персии: Пески времени») в таких условиях снимали главных героев как минимум двумя камерами.

«Трудности работы на одной локации помогают тебе собраться и сосредоточиться. Начинаешь понимать, в каких моментах стоит проявить эмоции, а в каких, напротив, сохранить спокойствие, какие слова нужно произносить тихо, а какие – громко. Для меня эти съемки стали настоящим мастер-классом», – отмечает Эльба.

«Я мог высказывать любые свои мысли, а Джордж всегда был готов ответить на любой мой вопрос. Мне такой подход к работе непривычен. Я – тот парень, который живет от команды «Мотор!» до команды «Стоп! Снято!», а тут мы тщательно анализировали каждую мысль, картинку и намерение», – объясняет Эльба.

«Я всегда мечтала поработать с Джорджем Миллером, ему удается снимать фильмы, во время просмотра которых я чувствую себя ребенком. Сейчас я могу назвать его коллегой, и для меня это имеет огромное значение. Но куда важнее то, что я смогла увидеть весь процесс создания его магии изнутри, и от этого просто голова идет кругом», – признается Суинтон.

«Есть несколько режиссеров, которые работают с Тильдой постоянно, и теперь я понимаю почему. В ней есть что-то уникальное, завораживающее, магическое. Работа с Тильдой стала одним из самых ярких впечатлений за всю мою профессиональную карьеру», – делится Миллер.

«Джордж в курсе всего, что происходит на съемочной площадке, и досконально знает материал. Он работает со списком четко обозначенных кадров, но при этом открыт для диалога. Если у кого-то из нас появлялась идея, он был готов выслушать и попробовать ее реализовать», – отмечает Суинтон.

«Миллер – на редкость талантливый, феноменальный режиссер. Удивительно, но ему удается не повторяться. Он любит пробовать что-то новое, проводит тщательные исследования и использует полученные знания на площадке», – отмечает продюсер Даг Митчелл, который работает с ним уже сорок лет.

«Джордж обладает замечательным качеством воодушевлять съемочную группу, люди обожают его. Он готов работать даже тогда, когда все уже валятся с ног от усталости после тяжелой смены. Не представляю, как у него такое получается», – продолжает продюсер.

«Миллер, наверное, никогда не вырастет (ему 77 лет – прим. ред.). У Джорджа всегда будет этот блеск в глазах, делающий его исключительным режиссером», – добавляет Митчелл.

Всего на съемках «Три тысячи лет желаний» было задействовано 350 человек. Расскажем вам о ключевых членах творческо-технической команды.

Художником-постановщиком был Роджер Форд (франшизы «Хроники Нарнии», «Кролик Питер» и «Бэйб»). В полном метре в этом качестве он работает уже более 35 лет, а также известен как художник по костюмам.

За декорации на проекте отвечала Лиза Томпсон («Месть от кутюр», «Несломленный»). «Декорации были потрясающими», – делится впечатлениями Эльба.

Tri-tisyachi-let-zhelaniy-6

Стильными образами героев и героинь занимались художник по костюмам Ким Барретт («Шан-Чи и легенда Десяти колец», «Облачный атлас») и гример и визажист Лести Вадерволт («Аквамен», «Великий Гэтсби», «Австралия»).

Эта команда ранее уже не раз сотрудничала с Миллером, более того, получала за его проекты престижные награды, в том числе «Оскар». Сценарист Гор отмечает, что «все понимали друг друга практически без слов».

Над музыкальным сопровождением истории работал композитор Том Холкенборг («Код 355», «Хроники хищных городов»), больше известный как Junkie XL. «Том очень хорошо понимает и чувствует музыку, он талантливый композитор», – говорит Миллер.

«Три тысячи лет желаний» – не просто хорошая история, но и много важных историй внутри одной. Это своеобразная капсула времени, одна из тех историй, которые переходят из уст в уста. Нетрудно себе представить, как кто-то ночью у горящего костра рассказывает о встрече Алитеи и джинна», – считает Эльба.

«Пандемия и прочие неприятности глобального масштаба могли бы помешать нам стать рассказчиками. Но мы уже привыкли к тому, что нам приходится преодолевать трудности, чтобы рассказать историю. Наш мир не был бы так прекрасен без историй. «Три тысячи лет желаний» поможет понять значимость повествования в общей системе ценностей», – отмечает Суинтон.

«Три тысячи лет желаний» – оригинальный и даже уникальный фильм. В нем есть элементы экшена, приключений, исторического эпика, но, по сути, картина стремится отделить реальность от вымысла. Ну и, конечно, фильм о любви, о невероятной магии этого чувства», – добавляет Митчелл.

«Просмотр фильма в кинотеатре сродни сну, в котором ты оказываешься одновременно со множеством других людей. Вы все приглашены послушать и посмотреть наш сон на большом экране. Мы много работали, чтобы довести визуальный и аудиальный ряды до совершенства, и сделать фильм, который останется со зрителем и после окончания сеанса», – резюмирует Миллер.

Премьера «Трех тысяч лет желаний» состоялась 20 мая 2022 года на Каннском кинофестивале (вне конкурсной программы). Тогда издание Variety написало, что прочит Миллеру, Эльбе и Суинтон номинации на «Оскар-2023».

В российских кинотеатрах картину можно увидеть с 8 сентября 2022 года. Экранная продолжительность истории – между полутора и двумя часами. Приятного просмотра всем, кто «18+»!

Татьяна Витковская

Кадры и фотографии – кинокомпания «Вольга»

* Миллер выиграл «Оскар» в 2007 году в категории «Лучший анимационный фильм» (за «Делай ноги»). Больше всего он известен в качестве режиссера и сценариста франшизы «Безумный Макс».

«Три тысячи лет желаний» – первая работа Миллера со времен картины «Безумный Макс: Дорога ярости», вышедшей в 2015 году и получившей шесть «Оскаров» (всего претендовала в десяти номинациях).

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*