«Ледокол»: бутафорский снег и настоящие ириски
Осенью увидит свет фильм-катастрофа «Ледокол» режиссера Николая Хомерики, известного по таким работам, как «Сказка про темноту» и «Девять семь семь». Автором сценария ленты выступил Алексей Онищенко (при участии Андрея Золотарева).
В картине снялись: Петр Федоров, Сергей Пускепалис, Анна Михалкова, Ольга Филимонова, Александр Яценко, Александр Паль, Виталий Хаев, Алексей И. Барабаш, Дмитрий Муляр, Борис Каморзин и другие.
Фильм основан на реальных событиях. 11 августа 1985 года закончился второй дрейф научно-исследовательского судна «Михаил Сомов». Корабль оказался зажат тяжелыми льдами у побережья Антарктиды, и в течение 133 дней пытался выбраться из ледового плена.
Именно эта история легла в основу сюжета картины «Ледокол». Но на экране она будет рассказана иначе, изменятся названия судов и реальные имена персонажей. В центре повествования – человек и то, как он сумеет или не сумеет им остаться в экстремальных условиях.
«Эта история драматургически очень интересна: члены экипажа оказываются в замкнутом пространстве и не знают, выживут они и вернутся ли домой, – говорит Николай Хомерики. – И их героизм в том, чтобы выдержать, не упасть духом, продолжать жить, верить и оставаться людьми в любой ситуации».
Перед съемками фильма Петр Федоров, исполнивший роль капитана Андрея Петрова, встречался со своим прототипом – капитаном «Сомова» Валентином Родченко, который был удостоен звания Героя Советского Союза после окончания дрейфа.
«Любому актеру очень важно иметь возможность приблизиться к профессиональному миру своего героя до того, как начнутся съемки. Особенно, когда рассказ идет о людях героических и точных профессий, – рассказывает Федоров. – Интересно не брутализировать тему героизма, а все-таки рассказать про людей с их характерами и конфликтами».
Подготовка к съемкам длилась почти два года – создатели фильма внимательно изучали историю дрейфа, разрабатывали эскизы декораций, искали нестандартную спецтехнику и локации.
За достоверность происходящего в кадре отвечает консультант проекта – почетный полярник, капитан «Михаила Сомова» с 1998 по 2014-й годы Юрий Настеко. Его участие в фильме не ограничилось ценными советами – он исполнил роль члена команды, принимающего на борт ледокола вертолет.
Съемки картины проходили, в частности, на атомном ледоколе «Ленин» – действующем городском музее, который закрыли для посетителей на весь подготовительный и съемочный период. Чтобы ледокол был похож на судно, находящееся в антарктическом дрейфе, его тщательно задекорировали бутафорским снегом.
Для создания скульптуры льдов использовали пенопласт, сверху все покрывалось парафином. Для крупных планов применяли тертый парафин – он больше всего похож на настоящий снег. Поручни и мелкие детали декорировали спреем, им же «снежили» усы и бороды всех членов команды, а мощный ветродуй и бумага создавали снежную бурю.
Актерам пришлось нелегко – не обошлось без трюков и испытаний на прочность. Так, съемки пробуждения героя Федорова в пещере после падения снимали в настоящем снегу. Актер пролежал в нем не один час.
Во время сцены возгорания кабины вертолета Александр Паль отказался от каскадеров, он в буквальном смысле этого слова горел. Когда снимали крушение вертолета, Сергей Пускепалис и Паль несколько часов находились в воде в гидрокостюмах и одежде полярников, лавируя между ледяными глыбами и осколками.
Сцены с капитанскими женами в исполнении Анны Михалковой и Ольги Смирновой снимали в Санкт-Петербурге. В общежитии, где живут жена и сын капитана Петрова, декорировали комнату и коридоры. Общежитие настоящее – все его жители на некоторое время оказались в середине 1980-х.
Действие картины разворачивается в 1985 году, и, чтобы добиться достоверности, главной задачей художников, костюмеров и реквизиторов было найти максимальное количество вещей и всевозможных предметов того времени.
Создатели фильма изучали документальные материалы, общались с участниками реальной экспедиции «Сомова», консультировались с сотрудниками НИИ и Российского музея Арктики и Антарктики, находили одежду на блошиных рынках, а то, что было необходимо в нескольких экземплярах для съемки трюков с множеством дублей, создавали по эскизам.
В итоге все – от автомобилей и одежды полярников до карандашей и ирисок – точно воссоздает атмосферу той эпохи.
Итак, навстречу ледоколу «Михаил Громов» движется огромный айсберг. Уходя от столкновения с ним, судно попадает в ледовый плен и оказывается в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды. Полярная ночь. Зловещая тишина и жуткий холод. Горючее на исходе… Нервы на пределе… Одно неверное решение, и тяжелые льды раздавят судно…
«Ледокол» – это, прежде всего, великая документальная история, рассказывающая о славных страницах истории нашей страны и ее людях, непридуманных героях, – говорит Николай Хомерики. – Это история, которая подкупает глубокой гуманистической составляющей – в любых обстоятельствах, во все времена и в любой точке света только человеческая жизнь является наивысшей ценностью».
О том, как разрешилась эта ледяная (и леденящая душу) история, вы узнаете совсем скоро. Фильм-катастрофа «Ледокол» выходит в прокат 20 октября (1000+ копий). Экранная продолжительность борьбы за выживание – два часа. И да, 12+. Приятного просмотра!
Евгения Тихонова
По материалам пресс-службы кинокомпании «ПРОФИТ»