Любовь, боль и слава по Альмодовару
Есть фильмы, после которых хочется укутаться в теплый плед и уснуть, искренне веря в то, что сегодня тебе обязательно приснятся цветные сны.
Есть фильмы, после которых долго собираешь себя по кусочкам, но в итоге понимаешь, что пазл получился кривой, да и мир уже никогда не будет прежним.
Есть фильмы, после просмотра которых чувствуешь, что тебе взорвали мозг, и ощущение эйфории от этого долго не покидает, но, на удивление, не кажется болезненным.
Простите меня за столь длинное отступление, просто эмоции так зашкаливают, что трудно удержаться от словоблудия, да, честно говоря, и не особо хочется с ним бороться 🙂
Испанский гений Педро Альмодовар снял очередной киношедевр. Это тот момент, когда подобное можно было утверждать с вероятностью 100% еще до просмотра 🙂
А после захотелось тут же пересмотреть, чтобы переосмыслить и переосознать только что увиденное, и почти наверняка найти иной, еще более глубокий смысл, спрятанный между строк и кадров…
Можно не один час и день петь дифирамбы мастеру, предметно и посекундно обсуждая каждый жест, движение или реплику актеров, ракурс съемок или переходы камеры, но сейчас давайте лучше ближе к сути 🙂
Все написанное выше относится к новому фильму Альмодовара «Боль и слава», в котором так много автобиографичных моментов, что невольно ощущаешь себя подглядывающим в замочную скважину, но это такое санкционированное подглядывание.
Все два часа ты чувствуешь себя причастным к чему-то интимному, порой чересчур интимному. Это происходит еще и потому, что картинка на экране реалистична до невозможности – мы четко видим все телесное, вплоть до венок и заусенцев. Спасибо любимому оператору Альмодовара – Хосе Луису Алькайне 🙂
Фильм рассказывает о жизни состоявшегося режиссера – от настоящего времени до экскурсов в детство, которые показывают зрителю настолько гармоничными флешбэками, насколько это вообще можно сделать без потери логики повествования. Вот наш пожилой герой плавает в бассейне, а вот он уже на берегу реки играет с матерью Хасинтой (Пенелопа Крус) в лошадку 🙂
Нас еще не раз будут кидать из настоящего в прошлое и обратно, рассказывая о тех или иных моментах становления маэстро, который, впрочем, давно отошел от дел. Так, мы узнаем, что Сальвадор Мальо (Антонио Бандерас) вырос в бедной семье и жил в пещере, в школе толком не учился, но при этом отлично читал и писал и одно время даже обучал грамоте и счету взрослого соседа.
Несмотря на все эти трудности, Сальво стал гениальным режиссером, а недостающие знания получал в процессе славы: анатомию «учил» по своим многочисленным болезням, географию – по городам, в которых был в промотурах снятых им фильмов…
Впрочем, если бы не те детские и юношеские переживания, в итоге вдохновившие его на творчество, то, возможно, ничего этого не было бы. Вот такой вот замкнутый круг, хоть и не в прямом смысле 🙂 Пусть сейчас из-за болей Мальо не может (порой кажется, что и не хочет) работать, считая, что в таком состоянии не снимет фильм лучше, чем его главный шедевр – «Вкус», но талант так просто не убить 🙂
Все, что осталось Сальво, – писать в стол, что он с завидной регулярностью и делает. Он пишет рассказы о своей прошлой жизни. Пишет, чтобы забыть то, что было. Экранизировать не собирается – слишком личное, слишком не хочется настолько открываться перед публикой в таком возрасте и душевно-физическом состоянии.
Больше всего мне сейчас хочется пересказать все хитросплетения сюжета, все полюбившиеся до мурашек моменты, но одновременно не хочется портить вам спойлерами впечатление от просмотра 🙂
Но, пожалуй, позволю себе малюсенькую вольность: каждый раз, когда кажется, что все точки над «i» расставлены и больше ничего не случится, Альмодовар делает финт ушами и снова переворачивает все с ног на голову, и так не раз и не два. Ниточек в этом клубочке жизни более чем достаточно, и все – эмоциональные и яркие.
К слову о ярком – в кадре будет много именно таких цветов и оттенков, которые периодически встречаются с символичными в этом случае темными. Мы словно видим ограниченную прямую, на одном отрезке которой – внешняя сочная реальность (слава), а на другом – внутренние мучения и безысходность (боль).
«Сплетни, как и люди, стареют, и о них забывают». Но это не тот случай. Прошлое все же напомнит о себе в настоящем. Неожиданно, спонтанно. Хотя спонтанно ли? Или же все было предначертано?
Спустя не один десяток лет линия жизни снова вернется в ту точку, которая послужила началом всего, и даст отсчет новому настоящему – тому, что после катарсиса.
В этой реальности снова будет место приятным мукам творчества, и их первым результатом станет как раз история о том самом неосознанном желании, которое послужило началом всего 🙂
Это другой Альмодовар. На уровне ощущений, порой даже физических. Это не объяснить на пальцах. Просто другой.
Фильмом «Боль и слава» Альмодовар поставил точку в трилогии, начавшейся «Законом желания» (1987) и продолжившейся «Дурным воспитанием» (2004). Точку в трилогии, но хочется верить, что не во всем творчестве 🙂
«Другого Альмодовара» можно будет увидеть уже 12 июня 2019 года всем, кому «18+» (так как имеют место эротические сцены и случаи употребления всякого запрещенного). Приятного просмотра и катарсиса в процессе! 🙂
Татьяна Витковская
Кадры из фильма предоставлены кинокомпанией «Вольга»