«Красные комнаты»: киберпреступления, серийные маньяки и их поклонницы
Серое раннее утро в Монреале. Красивая молодая девушка направляется в офисное здание. Ничего необычного.
Через пару минут, когда ее досматривают на входе, становится понятно, что это не просто хорошо охраняемый офис.
Это здание Верховного суда, а девушка – зритель в зале заседаний, где слушается дело серийного маньяка. Точно неизвестно, но возникает подозрение, что она – фанатка обвиняемого.
Однако не все так просто – на девушке украшение в виде христианского креста. Есть вероятность, что она все же положительная героиня, а значит, будет бороться за правду.
Спойлер: оба предположения верные, но с некоторыми нюансами (и прозрениями зрителей и персонажей). К слову, в фильме есть и другие подобные детали.
Например, когда прокурор обращается со вступительной речью к присяжным, мы впервые видим того самого убийцу – худого и лысоватого, на первый взгляд (но только на первый) безобидного.
Кажется, обычный мужчина, со своими недостатками и достоинствами, которые, впрочем, в этом случае нет возможности разглядеть, поскольку он молчит и находится как бы за кадром.
Все меняется, когда речь заходит о подробностях преступлений, в которых его обвиняют, и зрителям крупным планом показывают абсолютно равнодушное лицо.
Образ дополняет почти вульгарный по своей сути в данном контексте жест – мужчина в это время расслабленно вычищает грязь из-под ногтей.
В тот самый момент становится понятно, что, как бы на процессе ни защищали и ни оправдывали его, мол, невиновен, пока не доказано обратное, перед нами маньяк.
Все это происходит в фильме режиссера и сценариста Паскаля Планте «Красные комнаты». Жанр происходящего на экране можно описать как кибертриллер с элементами драмы и детектива.
Это почти документари о судебном процессе – с речью прокурора и адвоката, показаниями родственников жертв, мнением различных экспертов и приговором (кое-что из этого списка только вскользь упомянут).
Интересно, что Планте называет себя киноманом, выросшим в режиссера художественного кино с документальным уклоном.
Юристы внутри нас не могут не отметить яркую речь прокурора, а журналисты – прекрасную игру исполнившей роль Натали Таннус.
В «Красных комнатах» нет демонстрации преступлений (все только со слов и в аудио), да и фокус режиссера сосредоточен не столько на них, сколько на изучении психологии фанаток маньяков.
Планте на протяжении всей картины пытается разобраться в их эмоциях и мотивах, понять, что ими движет и к чему это может привести.
Например, главная героиня Келли-Энн – успешная модель с высоким гонораром. У нее шикарная квартира с самостоятельно доработанной системой «умный дом» и современной техникой.
В общем, «комсомолка, спортсменка, красавица». Только без «комсомолки» и доступом ко всему, что только душе угодно (даже к тому, что продается за биткоины) 🙂
Казалось бы, что еще нужно?! Просто живи и радуйся! Но Кэлли-Энн одинока, замкнута и… зачем-то фанатично следит за процессом над маньяком.
Однажды в суде Кэлли-Энн (Жюльетт Гарьепи) знакомится с такой же зрительницей – Клементиной (Лори Бабен), своей полной противоположностью. Они вот ну совершенно разные!
Клементина маленького роста, не особо красивая, не от мира сего, одета как бомж и вечно без денег. При этом свято верит (до поры до времени) в невиновность кумира и сочувствует ему.
На все улики у нее есть аргументы: дело сфабриковано, его подставили, у него добрые глаза, он не мог этого сделать. В общем, Людовик Шевалье (Максвелл Маккейб-Локос) – не убийца!
Такой романтизм в отношении преступников обычно быстро проходит у людей, не совсем потерявших связь с обществом и объективный взгляд на вещи, если…
… они узнают подробности уголовного дела (фотографии либо видеозапись совершенных преступлений, которая и была в этом случае, ознакомление с результатами экспертиз).
Так случилось и с Клементиной, которая своими глазами увидела неоспоримые доказательства и в корне поменяла отношение к «обожаемому Людовику».
В отличие от Клементины, Келли-Энн, похоже, изначально была уверена в виновности маньяка. Но тогда зачем она не пропускает ни одного заседания, устраивая провокации и рискуя своей работой?
Это становится понятно далеко не сразу… Цель героини – наказать преступника, добыв хорошо скрытые в «красных комнатах» Интернета (точнее, Даркнета) улики – видеозапись убийства…
Гарьепи отлично вжилась в образ Келли-Энн. Поскольку он усилен загадочностью сюжета, то внимательно следишь даже за микроэмоциями героини (дрогнувшим мускулом или уголком губ).
Вообще актрисе удалось передать весь спектр – от хорошо скрываемого безразличия (большую часть фильма) до злости и ярости, когда все начинает рушиться. Радость тоже удалась 🙂
На этом интригующем моменте прервемся на историю. Настоящую. О феномене «серийников» и их фанаток говорят уже давно…
Чего стоят только громкие процессы (и многочисленные экранизации тех событий) по делам Теда Банди, Джеффри Дамера и Чарльза Мэнсона.
Если вы не в курсе, то Банди сделал предложение своей бывшей коллеге и самой преданной поклоннице, считавшей его невиновным, прямо в зале суда.
Девушка развелась с ним через четыре года, когда Тед все же признал вину по предъявленным обвинениям. К тому времени у пары уже был ребенок.
Дамера фанатка в одной из газетных статей называла «мужчиной мечты», которому «нужно дать немного любви и нежности», и тогда «он сможет стать замечательным парнем».
Если вы не в курсе дела Джеффри, онлайн-поисковики вам в помощь, но сразу предупреждаем: людям со слабой нервной системой этого лучше не делать.
О Мэнсоне и его преступлениях вы наверняка слышали, он куда популярнее первых двух маньяков, а вот о нюансах его отношений с поклонницами могли не знать.
Чарльз в возрасте 80 лет едва не женился на одной из них. Девушка была почти подростком (19 лет), она сбежала из дома, чтобы жить поближе к тюрьме и соответственно к Мэнсону.
Да что там, вспомните хотя бы истории из советских и российских газет о знакомстве женщин с заключенными по переписке и последующих реальных отношениях.
Просто мы живем в мире людей и так воспитаны, что испытываем сострадание к тем, кто оступился, но искренне раскаялся и загладил причиненный вред.
Без этих моментов не было бы справедливого суда. Но смысл такого суда – в неотвратимости наказания за совершенное преступление.
Однако в то же время в разумности и соразмерности назначаемого наказания, которое должно быть, иначе не будет исправления и пострадает еще больше людей.
В современном мире, когда много преступлений происходит в Сети* (иногда там же и раскрывается), стоит задуматься о том, что Интернет – это и добро, и зло.
Безусловно, он облегчает жизнь, но, как известно, помнит все – любое наше сообщение и запрос в поисковике остаются в Сети навсегда.
Но ведь законопослушным и добрым гражданам бояться нечего, правда? 🙂 В ином случае в следующий раз, прежде чем что-то написать, подумайте вот о чем: как тереть-то будем? Хех 🙂
И да, «умные колонки» действительно за нами следят, и не только они 🙂 Наверняка и у вас были случаи, когда после переписки в мессенджерах или общения по телефону…
Что – уже страшненько? 🙂 🙂 🙂 В общем, спустя несколько минут (иногда проходит чуть больше времени) на вас начинают таргетировать рекламу того, что вы перед этим обсуждали 🙂
Впрочем, вернемся к фильму 🙂 У Планте получилось необычное авторское кино, во всех смыслах современное, с большим спектром поднимаемых тем.
Это и психологическое исследование о феномене одержимости маньяками, и рассуждение о роли в этом общества и СМИ (привет, «Убийственный подкаст»!), и напоминание о том, что жестоким убийцей может оказаться тихий сосед.
Затрагивает оно и проблемы раскрываемости киберпреступлений, и нездоровые увлечения состоятельных людей, готовых платить крупные суммы за просмотр видео реальных убийств.
«Красные комнаты» – о том, насколько мир становится безжалостным и равнодушным. Но всегда были и будут те, кто пытается это изменить. Пока человек ищет правду, он остается человеком.
Интересно, что Планте начал изучать тему того, как серийные убийцы становятся практически рок-звездами (с толпами поклонниц и обсуждением на ток-шоу), во время пандемии коронавируса.
То было время затишья в съемках, которое в итоге привело к появлению на рынке интересных сценариев, в том числе связанных с самоизоляцией, например, драмеди «Одиноки вместе».
Планте достаточно глубоко погрузился в исследование подобных историй и в какой-то момент решил, что хочет перевернуть жанр триллеров про серийных маньяков.
Та идея в итоге стала сценарием «Красных комнат», а мечта сбылась – на агрегаторе рецензий профессиональных кинокритиков «Rotten Tomatoes» у фильма «рейтинг свежести»** 100%.
Это значит, что в картине показан действительно новый взгляд на ситуацию. Как конкретно все происходило и чем закончилось, вы можете узнать сами с 29 февраля 2024 года.
Экранная продолжительность этой ну очень похожей на правду истории – два часа. Приятного просмотра в кинотеатрах всем, кто старше 18 лет!
Алена Жукова, профессиональный юрист с журналистским опытом
Татьяна Витковская, профессиональный журналист с юридическим бэкграундом
Кадры и фотографии – кинопрокатная компания «Russian World Vision» и соцсети Жюльетт Гарьепи
* Согласно ежегодному отчету аналитического центра НАФИ, опубликованному в феврале 2024 года, навыки поведения россиян в цифровой среде вызывают большие опасения.
Как показало исследование, лучше всего у нас развиты информационная и коммуникационная грамотность, а также умение решать проблемы в цифровой среде.
Иначе говоря, мы умеем искать в Сети то, что нам нужно, хорошо разбираемся в сервисах для общения и способны оперативно решать интересующие вопросы онлайн.
Хуже дело обстоит с компетенциями в сфере цифровой безопасности, то есть с проблемами защиты персональных данных, подбора паролей и распознавания мошенничества.
По информации МВД России, за последние пять лет количество киберпреступлений увеличилось вдвое. По данным на декабрь 2023 года, они составляют треть от всех зарегистрированных преступлений.
Чаще всего аферисты выуживают у людей деньги с помощью фальшивых сайтов, а также получая доступ к конфиденциальной информации пользователей, случаются и утечки персональных данных.
Кроме того, участились случаи кибератак на компании и факты дистанционных хищений средств у граждан, их схемы постоянно меняются.
** Фильм прокатился по киносмотрам всего мира и получил больше десятка наград. Например, на родине – в Канаде, его отметили на Fantasia Film Festival за актерскую работу, сценарий и саундтрек.
Над музыкой к фильму работал композитор Доминик Планте, брат режиссера Паскаля Планте, ранее они уже сотрудничали на «Временных татуировках».
Кстати, это был дебютный полный метр Паскаля, который сразу попал на Берлинский кинофестиваль. Второй – «Надя, Баттерфляй» – был включен в конкурсную программу Каннского кинофестиваля.
«Красные комнаты» – третий фильм канадца Планте. В соседних США картина выиграла на Brooklyn Horror Film Festival в двух номинациях – «Лучший фильм» и «Лучшая женская роль».
За океаном, в Италии, фильм получил «Приз зрительских симпатий» и награду «Лучший фильм фестиваля» на TOHorror Film Festival.
На смотре Monster Fest в Австралии «Красные комнаты» выиграли приз в категории «Лучший иностранный фильм».
Картина также была отмечена номинациями на других международных кинофестивалях, в том числе в Карловых Варах, Мишкольце и Сиджесе.