«Золотой орел-2024» vs. «Белый слон-2024»
Фанфары! В Москве состоялась торжественная церемония награждения премиями «Золотой орел-2024».
Национальная академия кинематографических искусств и наук по итогам голосования действительных членов и членов-корреспондентов наградила лучших из лучших в кино и на телевидении по итогам 2023 года.
Несколькими днями ранее были объявлены победители Национальной премии киноведов, кинокритиков и киножурналистов «Белый слон» за 2023 год (рассматривались фильмы, вышедшие с декабря 2022-го по ноябрь 2023-го).
В этом случае церемонии награждения не было, имена лауреатов опубликовали на сайте премии, отметив «высокий уровень дебютов в игровом кино – практически все фильмы шорт-листа заслуживали награды».
Приведем результаты обеих премий, так сказать, в сравнении. Лидерами по числу побед на «Золотом орле» стали «Снегирь» и «Праведник» (по четыре у каждого), следом за ними – «1993» и «Хитровка. Знак четырех» (по две).
Что касается «Белого слона»», то там лидером был «Пациент №1» – три победы, а второе место поделили «Снегирь» и «Чувства Анны» – по две статуэтки.
Итак, «Лучшим фильмом» на «Золотом орле-2024» был признан – та-дам! – «Снегирь» Бориса Хлебникова. Его конкурентами в этой номинации были «Вызов», «1993», «По щучьему веленью» и «Праведник».
«Вызов» пролетел мимо главной награды академии, хотя и не был так далеко до нее, как до Луны и обратно 🙂
Впрочем, фильм был изрядно награжден любовью зрителей, покорив их сердца (кассовые сборы превысили 2 млрд рублей).
Для сравнения, «Лучшим игровым фильмом» на «Белом слоне-2024» была названа «Сказка» Александра Сокурова.
За «Лучшую режиссуру» Хлебников награду академиков не получил, в этой номинации победил Сергей Урсуляк, снявший «Праведника». Третьим претендентом в категории был Александр Велединский – за «1993».
На «Белом слоне» за «Лучшую режиссерскую работу» был отмечен Резо Гигинеишвили («Пациент №1»). На этой премии также есть номинация «Лучший полнометражный игровой дебют», которой нет на «Золотом орле», в ней победила Анна Кузнецова («Каникулы»).
Заветного «орла» за «Лучшую женскую роль в кино» забрала Анна Михалкова, сыгравшая в фильме «Чувства Анны». Ее соперницами были Юлия Пересильд («Вызов») и Любовь Константинова («Праведник»).
Многие удивились, что не Пересильд, но давайте вспомним другое #удивительноерядом – исполнительница главной роли в главном женском и самом кассовом в мире фильме 2023 года «Барби» Марго Робби даже не была номинирована на актерский «Оскар-2024».
Впрочем, Юлия все же забрала домой статуэтку – в специальной номинации «Первая актриса-космонавт» 🙂 Этот полет в космос забудут очень нескоро, что вполне объяснимо.
Михалкова же (вместе с Дарьей Савельевой, «Привет, мама») выиграла в номинации «Лучшая главная женская роль». Кстати, этот фильм тоже так или иначе о космосе 🙂
Главную актерскую награду у мужчин («Лучшая мужская роль в кино») на «Золотом орле» получил Александр Яценко («Праведник»). На это звание также претендовали Евгений Цыганов («1993») и Макар Хлебников/Олег Савостюк («Снегирь»).
На «Белом слоне» же за «Лучшую главную мужскую роль» был отмечен Александр Филиппенко («Пациент №1»).
За «Лучшую женскую роль второго плана» на «Золотом орле» наградили Александру Ребенок («1993»). Ее конкурентками были Маша Лобанова («Край надломленной луны») и Елена Яковлева («Поехавшая»).
Что касается «Белого слона», то там в категории «Лучшая женская роль второго плана» победила Инна Чурикова («Пациент №1»).
Награду «Золотой орел» за «Лучшую мужскую роль второго плана» получил Евгений Ткачук («Праведник»). Ему противостояли Максим Лагашкин («1993») и Игорь Гордин («Императрицы»).
На «Белом слоне» же победа в категории «Лучшая мужская роль второго плана» досталась Александру Робаку («Снегирь»).
«Орлом» за «Лучший сценарий» был отмечен Александр Велединский («1993»). Без награды за киноисторию остались Геннадий Островский («Праведник») и Наталия Мещанинова/Борис Хлебников («Снегирь»).
«Слоном» же за «Лучший сценарий» наградили Наталию Мещанинову («Один маленький ночной секрет»).
За «Лучшую операторскую работу» на «Золотом орле» отметили Михаила Милашина («Праведник»), его конкурентом были… он сам – за «Повелителя ветра» – и Алишер Хамиходжаев («Снегирь»).
На «Белом слоне» же победителем в категории «Лучшая операторская работа» стал один из претендентов на «орла» – Хамидходжаев (за «Снегиря»).
«Лучшей работой художника-постановщика» академики признали проект «Хитровка. Знак четырех» (Сергей Февралев). На награду также претендовали «Императрицы» (Мария Турская) и «По щучьему веленью» (Анастасия Каримулина).
На «Белом слоне» есть номинация «Лучшая работа художника», в ней победил Алексей Максимов («Новый Берлин»).
«Лучшей работой художника по костюмам» академики отметили фильм «Хитровка. Знак четырех» (Дмитрий Андреев/Владимир Никифоров). Их конкуренты – «Императрицы» (Екатерина Шапкайц») и «По щучьему веленью» (Надежда Васильева/Ольга Михайлова).
За «Лучшую музыку к фильму» академики наградили композитора Алексея Рыбникова («Повелитель ветра»). Его соперниками были Василий Тонковидов («Праведник») и Юрий Потеенко («Хитровка. Знак четырех»).
В категории «Лучшая музыка» на «Белом слоне» победили группа «Shortparis» («Чувства Анны») и композиторы Михаил Местецкий и Кирилл Белоруссов («Год рождения»).
За «Лучший монтаж фильма» академики наградили Ивана Лебедева («Снегирь»). Претендентами на награду также были Тим Павелко («Вызов»), Александр Пузырев/Александр Зубков/Андрей Фиолетов («Повелитель ветра») и Серик Бейсеу/Сергей Нестеров («По щучьему веленью»).
«Лучшей работой звукорежиссера» на «Золотом орле» назвали фильм «Снегирь» (Максим Беловолов), на награду еще претендовали «Вызов» (Борис Войт) и «Повелитель ветра» (студия «Флайсаунд»).
В номинации «Лучшие визуальные эффекты» за «орла» боролись три проекта «ALGOUS studio» – «Снегирь», «Вызов» и «Повелитель ветра», победил в итоге первый.
«Лучшим анимационным фильмом» академики признали – мяу-мяу! – «Котов Эрмитажа» (режиссер – Василий Ровенский). Другими претендентами на награду были «Светлые души» (Анастасия Жакулина) и «Хармс» (Светлана Андрианова).
На «Белом слоне» же победу в этой категории одержал один из номинантов на «Золотого орла» – «Хармс».
«Лучшим неигровым фильмом» академики назвали «Мельникова» (Марина-Мария Мельник), его конкурентами были «Киноязык эпохи: Марлен Хуциев» (Андрей Истратов) и «Симоновы и Трошкины: двойной портрет в интерьере эпохи» (Галина Евтушенко).
Киноведы же «Лучшим неигровым фильмом» назвали «Предлагаемые обстоятельства» (режиссер – Никита Ефимов).
«Лучшим короткометражным фильмом» академики признали «Шоссе Энтузиастов» (Федор Кравчук), которому противостояли «Здесь и сейчас» (Влада Лавренова) и «Остановка» (Александр Удальцов).
На «Белом слоне» такая номинация тоже есть, но по итогам 2023 года ее решили не вручать.
Почетного «Золотого орла» получил режиссер Карен Шахназаров, а приз за вклад в российский кинематограф – оператор Анатолий Мукасей.
Обычно мы не рассказываем о телекатегориях (допустим, пропустили их на «Золотом глобусе-2024» и «Выборе критиков-2024»), но в этом случае сделаем исключение.
Во-первых, это #своеродное, во-вторых, доступно к просмотру в отечественных онлайн-кинотеатрах или будет транслироваться (повторно) по телевидению.
Итак, «Лучшим телевизионным сериалом» стал «Бизон: Дело манекенщицы» (конкуренты – «Шаляпин» и «Шпион»), а «Лучшим сериалом на онлайн-платформах» – «Фишер» (соперники – «Библиотекарь» и «Плейлист волонтера»).
За «Лучшую женскую роль на телевидении» отметили Елену Яковлеву («Дама с собачкой», ее конкурентками были Любовь Константинова («Лихорадка») и Юлия Снигрь («Шаляпин»).
За «Лучшую мужскую роль на телевидении» наградили Сергея Безрукова («Бизон: Дело манекенщицы»), его конкурентами были… он сам – за роль в «Шпионе» – и Александр Яценко («Шаляпин»).
За «Лучшую женскую роль в онлайн-сериале» отметили Марьяну Спивак («Черное облако»). Двумя другими номинантками были Светлана Ходченкова («Актрисы») и Александра Бортич (Фишер»).
За «Лучшую мужскую роль в онлайн-сериале» наградили Ивана Янковского и Александра Яценко (оба – «Фишер»), конкурентами в категории были… Иван Янковский – за «Плейлист волонтера» – и Филипп Янковский («Черное облако»).
На «Белом слоне» есть номинация «Лучший сериал», в ней победил нашумевший проект «Слово пацана. Кровь на асфальте» (режиссер – Жора Крыжовников).
Поздравляем победителей и желаем им новых ярких ролей! Чтобы не пропустить интересные новинки российского кинематографа, следите за анонсами на сайте и подписывайтесь на нашу группу в соцсети 🙂
Евгения Тихонова, Вера Ничка, Майя Лепкова
Фотографии – сайты премий «Золотой орел» и «Белый слон», кадры – компании, занимавшиеся производством или прокатом упомянутых фильмов