«Виктория и Абдул»: история в деталях
– Вы откажетесь от этого слуги, иначе нам придется объявить вас душевнобольной! – Я своенравная, алчная, у меня скверный характер и я чересчур люблю власть. За мной масса грехов, но только не безумие ©.
Согласитесь, прекрасный диалог 🙂 Он из нового фильма режиссера Стивена Фрирза – «Виктория и Абдул».
Если предыдущий байопик режиссера – «Королева» (2006) – рассказывал о Елизавете II и других членах британской королевской семьи в первые дни после гибели принцессы Дианы, то теперь речь пойдет о другой английской королеве – Виктории.
Именно в ее честь эпоху назвали викторианской, и это было время расцвета британской империи. Виктория правила с 1837 по 1901 год, королевой Великобритании и Ирландии она стала в 18 лет, а в 57 лет была также провозглашена императрицей Индии.
Среди бесчисленных подданных короны был и Абдул Карим. Молодой человек из прислуги при дворе превратился в очень влиятельного человека в Британии. Завистников было хоть отбавляй, как и желающих занять его место. Отношения Виктории и Абдула обсуждали во всем мире.
Сценарий фильма написал Ли Холл, в этом ему помог роман журналистки Шрабани Басу «Виктория и Абдул: Правдивая история королевы и ее приближенного», изданный в 2010 году. В свою очередь в основу книги легли реальные дневники Виктории и Абдула.
На экране образ Виктории воплотила британская актриса Джуди Денч (напомним, что в предыдущей работе Фрирза королевой была Хелен Миррен, и, кстати, получила за эту роль «Оскар»). Роль фаворита королевы – индийца Абдула Карима – сыграл индийский актер Али Фазал.
Интересно, что Денч и Фазал стали друзьями не только на экране, но и в жизни. Актриса называет коллегу «очаровательным человеком с отличным чувством юмора», а Али признается, что «Джуди – просто золото».
К слову, Денч, удостоенной почетного звания дамы-командора ордена Британской империи, не впервой примерять на себя образ королевы Виктории. В 1997 году актриса уже перевоплощалась в нее в фильме Джона Мэддена «Ее Величество миссис Браун» и даже была номинирована за эту роль на «Оскар».
Но вернемся к фильму Фрирза. За камерой стоял оператор Дэнни Коэн, на счету которого свыше пятидесяти проектов, в том числе исторические и о британской королевской семье – «Король говорит!», «1939», «Пустая корона».
Платьями и костюмами для королевы и ее подданных занималась дизайнер Консолата Бойл. Перед ней стояла непростая задача – гармонично сочетать британский лоск и индийский колорит.
«Когда работаешь с такими сюжетами, необходимо очень тщательно исследовать интересующий период, чтобы не обмануть ожидания зрителей. Когда справился с этим, считай, что половина работы сделана, а уже потом, используя полученные данные, можно полностью положиться на свое воображение», – говорит Бойл.
«В начале фильма Виктория одевается во все темное, в ее нарядах превалирует черный цвет, но со временем в одежде появляются изменения. Это связано с тем, что Абдул открывает королеве глаза на мир, и перемена в сознании Виктории сказывается на гардеробе, она начинает отдавать предпочтение более светлым и красочным оттенкам», – отмечает художник.
Костюмы Абдула могут показаться чересчур экзотичными, а то и вовсе нелепыми, но так изначально и было задумано дизайнером и режиссером. Они хотели, чтобы у зрителей оставалось ощущение индийской национальной одежды, но при этом чувствовалась рука европейского портного. Как и в случае с королевой, в процессе развития сюжета гардероб Абдула меняется.
Костюмам актеров второго плана и массовки было уделено не менее пристальное внимание. По признаю ее коллег, Бойл «не упускала из виду ни одной детали, даже если персонаж находился на заднем плане». Всего костюмным отделом было пошито несколько сотен нарядов, в том числе более тридцати для главных героев.
Бойл и Фрирз сотрудничают уже более 25 лет. Более того, Бойл дважды номинировалась на «Оскар» именно за костюмы к фильмам, которые снял Фрирз. Речь о картинах «Флоренс Фостер Дженкинс» («Примадонна») и уже упоминавшаяся выше «Королева». Бойл также раньше уже работала и с Денч – она одевала актрису для фильма «Филомена».
Художником-постановщиком картины выступил Алан МакДональд («Примадонна», «Филомена», «Отель «Мэриголд»: Лучший из экзотических»). Интересно, что интерьеры загородной резиденции королевы – особняка Осборн-хаус, который Виктория купила вместе со своим супругом принцем Альбертом в 1840 году, на больших экранах будут показаны впервые.
За музыкальное сопровождение событий отвечал композитор Томас Ньюман, в творческом портфолио которого около сотни проектов, включая «Шпионский мост», «Спасти мистера Бэнкса» и «Железная леди
В российский прокат картина о «самой маловероятной дружбе в истории» выйдет 14 декабря 2017 года (рецензия SVeshalki). Продолжительность исторической драмы – два часа. Приятного просмотра всем, кто «12+»!
Татьяна Витковская
Фотографии и кадры – кинокомпания UPI Россия и Instagram Али Фазала