«Шагни вперед», не бойся!
«Наслаждайся всем, что дает тебе жизнь!» Да как же это сделать-то, если она скинула тебя с вершины Олимпа к подножию?!
Да, вот так сразу мы убили интригу. Ладно, не убили, но хорошенечко так избили. Как жизнь – главную героиню.
Пока вы это читаете, мы думаем, как теперь перед вами оправдываться 🙂 На самом деле нет. Ведь это только начало истории 🙂
Раз уж сказали «а», то скажем и «б» – получше познакомим вас с той, кого сначала вознесла, а потом обидела жизнь.
Элиза (Марион Барбо*) – балерина, и сейчас она буквально и метафорически парит в воздухе. Карьера удалась, с личным тоже все отлично. Чего ей париться-то, только парить!
Героиня пока еще даже не догадывается, что скоро с парением в воздухе – от счастья и для дела – придется завязать. Чем выше поднялся, тем больнее падать, а она поднялась высоко.
Очередное выступление шло по плану, ничто не предвещало беды, но… За пару минут до выхода на сцену Элиза узнала, что бойфренд изменяет ей с другой девушкой из труппы.
Да еще как узнала – увидела своими глазами. Тут от неожиданности и хороший пловец мог бы утонуть в луже, а она – просто девочка. Да, сильная, но в то же время очень хрупкая.
Сможет ли Элиза совладать с чувствами и показать класс?.. Вы наверняка уже догадались, что нет. Доля секунды – и вот она лежит на сцене, не в силах подняться…
Цена неудачного падения высока – сложная травма ноги и, кажется, крест на карьере… Почему «кажется»? Да потому, что Элиза все же тот еще боец, хоть и девочка.
Из больницы она возвращается в гипсе и на костылях, но к тому моменту уже берет эмоции под контроль. На предложение таксиста помочь ей выйти из автомобиля отвечает отказом. Она сама. Она сильная. Она справится.
Да что там, еще и другим обиженным жизнью поможет. Даже врача на приеме утешает, хотя все должно быть наоборот 🙂 К слову, это один из лучших тонких комедийных моментов в фильме – такой, когда смех сквозь слезы.
Время, безусловно, лечит, просто не все. Прогнозы врачей неутешительные: возможно, понадобится операция, потом предстоит долгая реабилитация… Для балерины пара лет без танцев – приговор, особенно в 26 лет.
Дыши, Элиза, дыши! Это еще не конец. Не конец жизни. Только балета. Что делать, если ты больше ничего не умеешь? Собраться с силами и… найти новые цели и смыслы. Хотя бы попытайся, а?
Как нельзя кстати пришлась бы поддержка близких… Но отец всегда ей говорил: «Если твоя профессия зависит от твоего тела, тебе придется прожить как минимум две жизни». Иными словами, дочь выбрала не тот путь.
К счастью, Элиза по воле случая встретила свою давнюю знакомую Сабрину (Сухейла Якуб), и та определила следующий поворот дороги ее жизни. #случайностинеслучайны – запомните этот тег 🙂
Элиза, Сабрина и ее бойфренд Лоис (Пио Мармай) отправились на заработки в необычный отель в Бретани. Этим местом владеет бывшая танцовщица Жозиан (Мюриэль Робен), распрощавшаяся с карьерой из-за травмы.
«Сама я ничего не умею – не рисую, не сочиняю музыку, не танцую, но я очень люблю талантливых людей. Чтобы самореализовываться, им нужен покой, и я окружаю их комфортом».
В одном из зданий комплекса – панорамные окна и стеклянные стены. Так посетители репетиционного зала – обычно музыканты или танцоры – могут видеть, что делают сотрудники на кухне, и наоборот.
В общем, добро пожаловать на ретрит – единомышленники, красивая природа, тишина и спокойствие. Не достичь гармонии с собой в таком дзеновом месте – значит сильно обидеть его хозяйку 🙂
«Ты знаешь, что сказала первая альпинистка, покорившая Гималаи? Нет? «Я упала на самое дно, но поэтому смогла так подняться!» Ясно?» Но до этого пока еще очень далеко…
Опять же по воле случая – но мы помним, что #случайностинеслучайны – в отель заехала группа современного танца. Поначалу Элиза просто подсматривает за их репетициями, но потом решает присоединиться…
Это ни разу не балет с его четким набором па и поз, это животные и инстинктивные движения, чем-то напоминающие танцы африканских шаманов вокруг костра. Различий больше, чем сходства…
Задача балета – передать эмоции персонажа и красоту или драматичность момента, задача современных танцев – раскрепостить тело и душу и наслаждаться процессом. Последнее Элизе сейчас и нужно.
Но исцеляющие – романтические – отношения тоже играют большую роль в лечении душевных ран, сказывающихся и на теле. Танцовщик Мехди (Мехди Баки) так хорош, что в него нельзя не влюбиться, даже если твое сердце разбито 🙂
Да, Элиза потеряла все, но смогла переизобрести себя и докопаться до нового – на самом деле просто второго – «я»; пересобрать пазл жизни с дополнительными кусочками и понять: «Балет похож на мечту, но реальность тоже хороша!»
Так ли уж не прав был ее отец?! Но у каждого свой путь, у некоторых – тернистый, с узкими дорожками, а то и тропинками… Вот мы идем, вот – обрыв, обходим его и снова идем… Если повезет, придем к хэппи-энду. #вместоспойлера – у Элизы он будет 🙂
У французского режиссера Седрика Клапиша («Красотки», «Возвращение в Бургундию») получилась красивая танцевальная мелодрама. Этакая авторская версия американского хита «Шаг вперед»**, только более душевная и настоящая, что ли.
К слову, современные танцы в фильме ставил хореограф и танцор Хофеш Шехтер, номинированный на престижную театральную премию «Тони» за лучшую хореографию. Он также играет в «Шагни вперед» руководителя танцевальной группы (фактически самого себя).
Под занавес повторим цитату из начала: «Наслаждайся всем, что дает тебе жизнь!» Как бы банально это ни звучало, сейчас это актуально на максималках. В мире перемен, когда «благополучие – не норма, а привилегия», острее чувствуешь и понимаешь ценность каждого момента, слова и действия.
Фильм побуждает задуматься о том, чтобы начать слушать – и слышать – себя и заниматься тем, что тебе действительно интересно и нравится; показывает, что на деле значит популярная фраза «жить в моменте» и как выглядит та самая осознанность, о которой кричат из всех углов.
Сценарий Сантьяго Амигорены («Он и Она») и Клапиша четкий и хорошо продуманный, возможно, местами шаблонный, но нисколько не скучный. Комедийных моментов немного, но они очень смешные. Все гармонично и всего в меру.
Отдельно стоит отметить великолепную операторскую работу Алексиса Кавершина («Фантазии для взрослых», «Счастливо оставаться»). Виды ночного и утреннего Парижа с разных ракурсов, Эйфелева башня во всей красе и собор Парижской Богоматери с высоты птичьего полета – все это есть в фильме.
Впрочем, одним только Парижем, хоть и прекрасно снятым, уже никого не удивишь, так что еще нам покажут Бретань – с ее скалистыми берегами, розово-синими закатами и морским бризом. Вам тоже захотелось туда прямо сейчас телепортироваться, да? 🙂
Нельзя не отметить и большую работу, проделанную художником по костюмам Анн Скотт («Голос семьи Белье», «Десять процентов», «Имя»). К слову, почти вся закадровая команда и часть каста ранее уже сотрудничали с Клапишем на других его проектах.
«Шагни вперед» – однозначный #рекомендасьон к просмотру всем любителям духоподъемного и вдохновляющего кино в целом и любителям танцев, молодежных драм и яркой и динамичной музыки (саундтреки – от лидера хаус-группы «Daft Punk» Тома Бангальтера) в частности.
Научиться ценить то, что имеем, и радоваться мелочам на примере вымышленного (но вполне похожего на существующего в реальной жизни) персонажа можно в кинотеатрах с 13 октября 2022 года.
Экранная продолжительность невероятно трогательной истории о силе духа – два часа. Приятного просмотра всем, кто от 16 и старше! 🙂
Алена Жукова, Татьяна Витковская
Кадры и фотографии – компания «Arna Media»
* Марион Барбо – прима Парижской национальной оперы. Она танцевала во многих классических балетах, включая «Лебединое озеро» и диптих «Иоланта/Щелкунчик». Роль Элизы в фильме «Шагни вперед» стала для Марион дебютом в полнометражном кино.
Интересный факт о балете/танцах/кино – балерина Большого театра Анна Исаева в свое время дебютировала на экране в роли балерины в фильме «Большой» (2016), а потом сыграла танцовщицу в картине «Битва» (2019).
** «Шаг вперед» (2006) – молодежная музыкально-танцевальная драма Энн Флетчер, ставшая первым фильмом одноименной франшизы. Балерину, получившую травму, сыграла Дженна Дуан, а ее партнера-танцовщика – Ченнинг Татум.
Интересно, что актеры начали встречаться вскоре после завершения съемок, а спустя три года поженились. В 2013 году у пары родилась дочь Эверли. В 2018-м Ченнинг и Дженна расстались, но Татум поддерживает отношения с дочкой, написал для нее несколько книг и даже собирается их экранизировать.