«Присцилла: Элвис и я». Отзывы критиков
Добро пожаловать в мир короля рок-н-ролла Элвиса Пресли! Правда, не в музыкальный, а в… личный 🙂
Так сказать, в тайну тайн, когда-то скрытую за семью печатями, а теперь выставленную на (кино)показ во всей своей красе и… неприглядности.
Байопик «Присцилла: Элвис и я» София Коппола сняла по мотивам мемуаров Присциллы Пресли – жены Элвиса с 1967 по 1973 год (встречаться они начали семью годами ранее).
Книга, написанная в соавторстве с Сандрой Хэрмон, была издана в 1985 году. В сценарий ее адаптировала Коппола в 2021-2022 годах. От идеи до экрана – в нашем большом материале 🙂
Американская премьера фильма состоялась 3 октября 2023 года на Нью-Йоркском кинофестивале. Тогда же начали появляться отзывы и обзоры американских критиков.
К выходу фильма в российский прокат собрали в одном материале самые интересные мнения. Цитаты в подборке – в переводе редакции.
«Точка зрения Копполы и Пресли – это небольшой, но уверенный фильм о жизни величайшей из «королевских» особ шоу-бизнеса, прожитой при ярчайшем и резком свете софитов и в тревожной тишине комнаты, из которой кто-то только что вышел, оставив немного меньше кислорода», – написало издание Chicago Tribune, поставив 3,5 звезды из 4 возможных.
«Утонченная и прекрасная, какой бы она ни была… «Присцилла» искусно захватывает, поскольку Присцилла изо всех сил старается наладить нормальную и здоровую совместную жизнь с одним из самых известных мужчин в мире», – написала газета New York Post, оценив фильм в 3,5 звезды из 4.
«Присцилла», хотя и рассказана с точки зрения главного персонажа, не выносит суждений об Элвисе, вместо этого Коппола рассказывает историю с помощью яркого настроения, тщательной художественной режиссуры, плавной музыки (не Пресли) и двух ее великолепных актеров – Кейли Спейни и Джейкоба Элорди», – написала The Seattle Times (3,5 звезды из 5).
«Время течет в быстром мелькании заголовков таблоидов, обложек альбомов и разорванных страниц календаря, но мир, который Коппола строит для своей героини, держится с прекрасной согласованностью вплоть до того момента, когда он готов развалиться на части», – написала газета Los Angeles Times (без оценки).
«Мы остаемся с фильмом, который в основном состоит из растерянной женщины-ребенка, спотыкающейся на высоких каблуках в особняке», – написала газета The San Francisco Chronicle (2 звезды из 4).
«Присцилла» ни в коем случае не идеальный фильм, но он освежает самим своим существованием», – написал онлайн-журнал Entertainment Weekly, поставив ему «четверку».
«Версия Копполы об этой часто рассказываемой истории продвигается черепашьими темпами, предлагая прекрасные постановки, но мало что способное воспламенить душу (или что-либо еще)», – написал сайт CNN (без оценки).
9 октября, когда состоялась премьера фильма на Лондонском кинофестивале, рейтинг одобрения критиками на сайте Rotten Tomatoes составлял 94% (из 100).
1 ноября, за два дня до старта в домашнем прокате, у картины был «рейтинг свежести» среди критиков на этом сайте 92% (из 100).
25 января, в день выхода в российский прокат, рейтинг фильма на IMDB составлял 6,7 балла (из 10), а на «Кинопоиске» – 6,4 балла (из 10).
Экранная продолжительность истории – почти два часа. Дополнительных или бонусных сцен на титрах или после них нет. Приятного просмотра всем, кто «18+»!
Ева Мицкевич, Вера Ничка
Кадры и фотографии – компания «Capella Film» («Присцилла: Элвис и я») и соцсети Warner Bros. Pictures, База Лурмана и Остина Батлера («Элвис»)
P.S. Бонусом – мнение о фильме главреда сайта Sveshalki Татьяны Витковской (без оценки в звездах): «Хотелось бы сказать, что у Копполы получилось красивое и душевное кино, но…
Нет, оно красивое и душевное, но местами какое-то однобокое, что ли. Да, мы говорим о женском взгляде и в первую очередь о Присцилле, но Элвиса слишком мало. Точнее, мало объяснения его поступков и испытываемых эмоций.
Правду говорят, что чужая душа потемки, но в этом случае нам дали лишь лучик света, даже не луч, поэтому у людей, не видевших, например, фильм «Элвис» или не читавших биографию Пресли, может сложиться впечатление, что он был монстром, притом без должных на то оснований.
Но монстром неуверенным в себе и ранимым (что показано в ряде сцен, и этому веришь), даже когда вел себя с Присциллой, как… Да что там, из песни слов не выкинешь, по-свински. К слову о песнях, их очень не хватало, но это уже на совести владельцев прав на творчество Пресли.
Сравнения, конечно, губительны, особенно для того, кого сравнивают, но Остин Батлер в роли Элвиса мне показался убедительнее, чем Элорди. Возможно, потому, что в «Элвисе» База Лурмана в центре внимания был сам Пресли – и это немаловажно – со своей музыкой, в отличие от «Присциллы…».
Хотя и у База кино получилось неоднозначное, возможно, чересчур авторское. Моментами нарочито гиперболизированное, моментами – слишком громкое, порой настолько оглушающее, что диалог после песни кажется почти шепотом, и, да простят меня фанаты, не всегда по делу музыкальное (да, так может произойти, когда у тебя на руках все песни Элвиса).
Случилась ли магия и совпала ли она с ожиданиями адресата – зрителя, каждый решает сам. В случае с «Присциллой…» точно одно: сейчас, когда на авансцену выходят женщины-режиссеры (и я не только о Грете Гервиг, но, и, к примеру, о Майвенн и Нии ДаКосте), к их видению и реализации историй относятся особенно пристально.
В любом случае этот взгляд на Элвиса и его отношения с Циллой имеет право на существование и заслуживает быть рекомендованным к просмотру, но с оглядкой на обстоятельства, в том числе съемок, и предварительным или последующим ознакомлением с «Элвисом» (желательно).
Думаю, что в ближайшее время мы увидим еще немало байопиков – как о знаменитых женщинах, находившихся в тени более знаменитых мужчин, так и о тех, которые сами добились успеха и популярности (это разное). Что ж, самое время поставить многоточие и затаиться в ожидании…»