«Принцесса балета», или история чернокожего белого лебедя

«Принцесса балета», или история чернокожего белого лебедя
«Принцесса балета», или история чернокожего белого лебедя
User Rating: 4.9 (1 votes)

«По моим жилам течет танец, важно только это». Правда, по шкале «ожидания-реальность» утверждение противоречит действительности.

12-летняя Нинэ (Уми Бруни Гаррель*) хорошо танцует и мечтает о карьере балерины. Вот только при всем таланте у нее есть один недостаток – темная кожа, а учиться девочка хочет в школе при Парижской опере.

Именно это заведение славится своей приверженностью трехсотлетним традициям – классическому, иначе говоря, «белому» балету. Вот если бы она хотела войти в труппу «Нью-Йорк Сити балет», было бы куда проще.

«Если будешь сомневаться, то ничего не получится!» Нинэ все же зачисляют – на прослушивании ее талант оценил директор Парижской оперы и другие члены комиссии, хотя директор школы была категорически против.

Prinzessa baleta 8

Радости девочки не было предела – так искренне и неистово могут радоваться только дети, но удача благоволила ей недолго. Вскоре проявилось предвзятое отношение, причем уже даже со стороны тех, кто до того был за нее. Почему?

Просто теперь Нинэ кажется им чересчур самоуверенной, а это далеко не всегда оправдано ее успехами здесь и сейчас. Но остальные ученицы все равно ей завидуют и начинают пакостить, что приводит к вспышкам гнева со стороны Нинэ.

Prinzessa baleta 4

Да, во взрослом балете все еще жестче, там «шалости» не такие безобидные. Но дитя улиц Нинэ, кажется, в состоянии справиться с нападками. Отвечать силой на буллинг – это то, к чему жизнь готовила ее с детства.

Вот только в Парижской опере другие правила, и мириться с выходками Нинэ, пусть и ответными, руководство не намерено. Героине выносят одно предупреждение за другим…

Prinzessa baleta 11Девочка изо всех сил пытается контролировать свои чувства и самостоятельно тренируется по ночам, поскольку днем ее регулярно отстраняют от занятий за словесные перепалки с преподавателями.

Но, когда Нинэ не дают главную партию на показательном концерте школы, это становится последней каплей. Мол, не может темнокожая девушка танцевать за Одетту (белый лебедь), Белоснежку, Золушку или Клару, и все тут!

Да, это не «Дисней»**, детка, и даже не добрая сказка, а реальная жизнь. Пламя гнева уже не грозит разгореться сильнее, а перекидывается на все и вся вокруг.

Prinzessa baleta 7

Встает вопрос об отчислении Нинэ… Причем больше всего на этом настаивает та, кого она считала своим кумиром – директор школы Марианн Белаж (Майвенн***).

В такой ситуации и взрослый бы сдался, но Нинэ не из таких… Или все же из таких? «Мне надоело быть черной, почему я не могу быть белой, как все?»

Девочку все же оставляют в школе, вот только она сама уже не хочет там учиться. Все, чего она хочет, – вернуться к старой жизни, к своим; тем, кто понимает, потому что сами такие же.

Prinzessa baleta 6

Но жизнь порой выкидывает такие странные фортели, что не поймешь – бьет или благоволит. Вчера ты был на Олимпе, а сегодня уже оказался на земле, и наоборот, и так – по кругу, до бесконечности.

Как же продолжится «жизнесказка» Нинэ? Намек – в одном из частей сложного слова 🙂 #вместоспойлера – поможет ей именно та, которая сильнее других отталкивала, а вот по какой причине, не скажем, сохраним интригу 🙂

Prinzessa baleta 2

Все это происходит в танцевальной мелодраме «Принцесса балета» (оригинальное название – «Neneh Superstar», что в дословном переводе с французского – «Нинэ – суперзвезда»).

Режиссером фильма выступил Рамзи Бен Слиман****. Это его второй полный метр после драмы «Моя революция» (2016). Он же написал сценарий по своей идее, вдохновленной посещением балета с дочерью.

У Слимана получилось красивое танцевальное кино, поднимающее острую социальную проблематику, актуальную не только для Франции, но и многих других стран (разница лишь в национальностях и особенностях менталитета).

Prinzessa baleta 12

– Ты предпочла бы быть белой? – Ну, если бы я могла ©. Но дело тут не только в цвете кожи, но и в «благополучности» – района Парижа, родителей и их профессии – и традициях конкретно взятого учебного заведения.

Можно много говорить о предубеждении французов к мигрантам из Африки, в том числе их бывшей колонии – Алжира. Но это повод для отдельного разговора, и речь там не столько о кино, сколько об истории, политике и экономике. Кому интересно, посерфите в инете 🙂

Prinzessa baleta 16

В общем, это совсем недетский фильм о детях. О принятии себя, преодолении трудностей, упорстве на пути к исполнению своей мечты и непростых, но важных решениях, о том, что «нужно быть смелым, когда страдаешь».

Одним «Принцесса балета» укажет на способ достижения цели или откроет новые грани возможностей, а другие же, наоборот, решат, что не стоит никому и ничего не доказывать, и пойдут по иному пути. Но кем быть и как жить каждый выбирает сам.

Prinzessa baleta 5

Отдельно стоит отметить постановку танцев – не только балета, но и современных и уличных, включая хип-хоп, и соответственно их такое разное музыкальное сопровождение. Так и хочется встать перед экраном и начать повторять за героями движения 🙂

Хореографом картины выступил актер и танцор Мехди Керкуш. Он регулярно ставит танцы как для сцены, в том числе и Парижской оперы, так и для кино, в частности, работал на фильмах «Король-солнце» и «Танцуй сердцем».

Prinzessa baleta 3

Что касается музыки, то OST подбирал композитор Жан Боэмон Легэ. В «Принцессе балета» нашлось место и классике, и современным популярным трекам. В частности, герои танцуют под мелодии Франца Шуберта и Людовика Эйнауди и под речитатив рэперов Masked Wolf, Meryl и Akiyo.

Посмотреть-послушать-потанцевать можно в кинотеатрах нашей большой страны с 2 марта 2023 года. Экранная продолжительность истории – полтора часа. Слоган – «Каждая может стать суперзвездой!» Приятного просмотра всем, кто «12+»! 🙂

Алена Жукова, Татьяна Витковская

Кадры – компания «Russian World Vision»

* Уми Бруни Гаррель – приемная дочь актера и режиссера Луи Гарреля и актрисы и режиссера Валерии Бруни-Тедески. Девочка родилась в Сенегале, ее удочерили в 2009 году в возрасте четырех месяцев.

Свои первые роли Уми исполнила в фильмах родителей (они расстались в 2012 году) – в «Летнем доме» (2018) Бруни-Тедески и «Этом новом мире» (2021) Гарреля. В «Принцессе балета» состоялся дебют Уми в главной роли.

Prinzessa baleta 15

Интересно, что режиссер искал актрису на роль Нинэ не только во Франции, но и в других франкоязычных странах – Мали и Сенегале. Ситуация осложнялась тем, что был разгар пандемии коронавируса.

В итоге по иронии судьбы спустя несколько месяцев безуспешных поисков на двух континентах он нашел свою героиню в… 200 метрах от дома 🙂

К слову, Уми действительно занимается танцами – классическими, современными, джазовыми и хип-хопом, и она тоже единственная темнокожая девочка в своем танцевальном классе.

Prinzessa baleta 14

** Студия «Дисней» уже давно вышла за расовые рамки, хотя каждый раз сталкивалась из-за этого с волной хейта. Так, в киносказке «Щелкунчик и Четыре королевства» (2018) главную мужскую роль сыграл темнокожий актер, Ариэль в лайв-экшене «Русалочка» (2023) исполнила темнокожая актриса, а Белоснежку в предстоящем игровом фильме 2024 года – актриса латиноамериканского происхождения.

*** Майвенн Ле Беско, она же просто Майвенн – актриса, режиссер и сценарист. На ее актерском счету около сорока ролей, в том числе в фильмах «Пятый элемент» и «Леон», а также пять полнометражных картин в качестве режиссера, за все из которых Майвенн получила кинопремии или номинации.

Ее последний фильм – «ДНК» (2019) – был выдвинут на «Сезар» за лучшую режиссуру. Характер персонажа она списала с приемного отца Уми – Луи Гарреля, он же и исполнил роль 🙂 Кстати, Майвенн называет Луи своей музой.

Prinzessa baleta 10

Бен Слиман признается, что не рассматривал других актрис на роль бывшей балерины Белаж, писал эту героиню специально для Майвенн.

Перед съемками актриса похудела, научилась правильно держать спину (как балерины) и работала над визуальной передачей жесткости, присущей ее персонажу.

**** Бен Слиман с особой тщательностью воссоздавал жизнь школы при Парижской опере. Это одно из старейших учебных заведений в балетном мире, созданное в 1713 году и очень ценящее свои традиции.

Режиссер изучал документальные фильмы и диссертации о школе, а также черпал вдохновение из жизни ее реальных директоров, в том числе легендарной балерины Клод Бесси (упоминается героиней Майвенн).

Оператором на проекте был Энтони Диас («Параллели», «Багровые реки»), а художником-постановщиком и художником по костюмам выступила Эльфи Карлье («Король-львенок», «Хороший доктор»).

P.S. Ближайшие киношные референсы – «Билли Эллиот» (2000, Великобритания и Франция) Стивена Долдри и «Большой» (2016, Россия) Валерия Тодоровского.

Если же вы хотите посмотреть фильм о Парижской опере и о том, что делают балерины после завершения карьеры, то обратите внимание на «Шагни вперед!» (2022, Франция) Седрика Клапиша.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*