«Огонь»: настоящие пожары, горящие Хабенский и Курцын и другие трюки
Российские кинематографисты сняли фильм-катастрофу, и это будет во всех смыслах #огонь! Почему?
Во-первых, картина так и называется 🙂 Во-вторых, это история о буднях пожарных и спасателей. А «в-третьих», «в-четвертых» и так далее вы узнаете, если прочитаете этот материал 🙂
Режиссером проекта «Огонь» выступил Алексей Нужный, ранее снявший, в частности, картины «Громкая связь» и «Елки новые» и сериалы «Толя-робот» и «Ольга».
Сценарий фильма-катастрофы написали Нужный, Николай Куликов («Легенда №17», «Горько!», «Экипаж», «Движение вверх») и Константин Майер («Физрук»), которые ранее уже неоднократно работали вместе.
С чего все началось? С идеи Нужного 🙂 Как она родилась? Рассказывает сам сценарист и режиссер: «Однажды в московском кафе я услышал разговор трех девушек. Они сидели за второй бутылкой вина и тосковали: «Эх, нет мужика нынче! Простого, сильного, настоящего, чтобы взял меня и вынес из этого огня!»
«Я начал искать историю про настоящих мужчин, и во многом помогла встреча с моим другом Игорем Осиповым*. На тот момент он работал в Авиалесоохране пожарным-спасателем, и каждое лето улетал останавливать лесные пожары. Так все и совпало», – продолжает Нужный.
Этой идеей сценарист поделился с продюсером Леонидом Верещагиным. Тогда еще сильные лесные пожары не были на слуху так, как сейчас, но Верещагин согласился запустить проект в производство, увидев в нем большой потенциал.
«Мне кажется, что в современном отечественном кино есть определенный дефицит героев, не суперменов, а простых людей, с которыми зритель может легко себя ассоциировать, но при этом поставленных в необычные обстоятельства, требующие мобилизации сил и воли», – отмечает продюсер.
«Не говоря уже о том, что роль МЧС недооценена в обществе, а ведь эти люди практически каждый день совершают подвиг, и, безусловно, заслуживают того, чтобы им был посвящен отдельный кинофильм», – добавляет Верещагин.
В драматической картине задействованы актеры Константин Хабенский, Виктор Добронравов, Иван Янковский, Роман Курцын, Тихон Жизневский, Антон Богданов, Стася Милославская, Ирина Горбачева, Андрей Смоляков, Евгения Дмитриева, Александр Обласов, Борис Дергачев, всего более сорока человек.
Первым из каста в проект вошел Богданов. «Мне очень понравились пробы Антона, в нем были все черты характера, необходимые для персонажа. Но перед утверждением я хотел, чтобы Богданов отрастил щетину. Это накладывало определенные ограничения – Антон не мог больше нигде сниматься целых пять месяцев!», – рассказывает Нужный.
«Выбор у него был непростой… Если прийти в «Огонь», то придется отказываться от всего предложенного, плюс могли ведь всплыть досъемки-пересъемки прошлых проектов», – продолжает режиссер.
Как вы понимаете, Богданов отрастил щетину 🙂 А еще на время работы над «Огнем» отказался от сладких плюшек! «Антон ответственно подошел к роли, что делает его очень большим артистом!» – отмечает Нужный.
«Когда мы встретились с Костей (Хабенским) в первый раз, он предложил своему персонажу усы. Меня это сразу напугало, но я не сознался. Взял паузу подумать. Этим же вечером Костя отправил мне свою фотографию с усами. Это напугало меня еще сильнее. Только на съемках я понял, как же он был прав по поводу усов», – признается Нужный.
«Сценарий фильма показался мне очень актуальным, потому что леса горели, горят и будут гореть, и никуда от этого не деться. Но мы старались, чтобы это был не просто блокбастер с тушением пожаров и спасением людей, а еще и человеческая история», – делится Хабенский.
«Нашей задачей было создать максимально понятные и живые образы, чтобы у зрителей не было ощущения, будто это происходит где-то далеко и их не касается. Хотелось рассказать о простых и настоящих людях, честно занимающихся своим делом», – добавляет актер.
«Хабенский – очень талантливый и чуткий артист, он собранный, но при этом может и похулиганить», – отмечает режиссер. Янковский признается: «Встретиться на площадке с Константином Юрьевичем было мечтой для всех молодых актеров «Огня»!»
«Тема картины «Огонь» для меня родная, я буквально вырос в пожарной охране №2 города Подольска, где служил мой дед. Если бы меня не пригласили (в фильм), я бы обиделся», – шутит Андрей Смоляков.
«Когда я готовился к этому проекту, очень много общался с ребятами-пожарными. Так вот, мне кажется, 90% из них готовы пожертвовать собой ради спасения незнакомого человека. Это, конечно, удивительно, потрясающая самоотверженность!» – говорит Курцын.
«Нужный – открытый предложениям режиссер, это очень классно. Когда я в первый раз приехал на пробы, сказал ему: «Леш, я в институте подрабатывал факиром – тушил факелы, пыхал огнем». Он ответил: «О, давай это используем!» Мы придумали прикольную сцену, в которой мой герой демонстрирует эти умения», – делится Курцын.
«Спасать кого-то – будь это люди, животные или природа – колоссальный труд и подвиг. Как и военные, пожарные и спасатели каждый день защищают нас с вами. «Огонь» – большое кино с тяжелыми и кропотливыми съемками, на это нужна была смелость», – считает Добронравов.
«Мне была интересна компания людей, которая собралась работать над материалом: крутые партнеры, хороший сценарий, классный режиссер, делающий масштабную зрительскую историю, адекватно мыслящий и выстраивающий внутреннюю жизнь персонажей», – отмечает Янковский.
«Неотправленное письмо» Михаила Калатозова – самый главный для меня фильм на тему стихии. Я хотел все сделать натурально и с минимальным количеством графики, чтобы в глазах актеров отражалось реальное, а не компьютерное пламя, поэтому мы снимали фильм в настоящих пожарах», – отмечает режиссер.
«Мы вступили на неизведанную для современного отечественного кинопроизводства тропу. Многое пришлось придумывать и разрабатывать с нуля, да и снимать пожары такого масштаба было непросто», – делится Верещагин.
Нужный добавляет: «Во многом #огонь стал для меня вызовом, но, на мой взгляд, сегодня российскому зрителю нужны визуальные приемы, подлинность, человечность и актуальная проблема. Все это есть в «Огне».
Съемки проекта прошли с мая по сентябрь 2019 года в Карелии, Подмосковье, Таганроге, Всеволожске, Владимире и Красноярском крае. В последнем случае творческая группа работала во время реальных лесных пожаров, их кадры вошли в фильм.
На протяжении всего процесса закадровая команда тесно сотрудничала со специалистами Авиалесоохраны (отделениями Подмосковья и Карелии) и МЧС (Карелии, Московской, Ленинградской и Ростовской областей). Они же предоставили спецтехнику и обеспечивали безопасность на земле, на воде и в воздухе.
«Во время разговоров мы вынесли много интересных деталей, фактуры, еще пересмотрели большое число документальных фильмов, фотоархивов, документов. Мы напросились на пожар вместе с карельской группой и провели в дыму и огне целый день, наблюдая, как работают пожарные и как горят деревья в лесу», – вспоминает режиссер.
Художником-постановщиком героического проекта стал Сергей Агин («Тренер», «Викинг», «Дом»). В Карелии была построена максимально подробная и реалистичная декорация деревни, которую потом сожгли. Некоторые СМИ, не разобравшись, сообщили, что съемочная группа спалила настоящую деревню.
«Мы постоянно дышали угарным газом, теряли вес, кто-то обжигался… А как было жарко в красной огнеупорной экипировке, которая надевается на обычный костюм и напоминает облачение космонавта! Мы снимались в ней на аэродроме под палящим солнцем. Между дублями не разденешься, вода не помогает…» – вспоминает Янковский.
При создании огненной стихии съемочная группа не погубила ни одно живое дерево: были закуплены уже спиленные деревья, из которых и построили масштабные лесные декорации в огромном павильоне. Да, именно они и горели 🙂
«Предполагаю, что такой декорации позавидовали бы многие голливудские студии! Лес в павильоне по-настоящему поджигали, для этого одновременно задействовали триста газовых баллонов. Подобного не было нигде и никогда!» – отмечает Хабенский.
«Да, каждый дубль мы поджигали эту декорацию, затем тушили, а потом снова поджигали и снова тушили, и так около семидесяти дней. Получилось очень подлинно, но, конечно же, было опасно для артистов, которые находились внутри павильона», – говорит Нужный.
«Температура в декорациях доходила до 300°C – мы замеряли. Актеры просто плавились… После каждой смены было чувство, что ты побывал на настоящем пожаре. Пожалуй, до этого я ни на одном проекте так не затрачивался физически», – признается Курцын.
Несмотря на всю серьезность происходящего, не обошлось без курьезных моментов. Вот что рассказывает режиссер:
«… Хабенский сам, без дублера, рубил топором дерево внутри пожара. Я так засмотрелся на потрясающей красоты кадр, что забыл сказать «Стоп, снято!» Костя рубил и рубил, а я смотрел и восхищался. В какой-то момент он не выдержал и с криком «Ж*па горит!» выбежал из кадра. Еще раз прошу у Константина Юрьевича прощения!»
«Было очень жарко, кислорода не хватало после каждого дубля, но мы хорошо знали, где между горящих деревьев ходить можно, где нельзя, поэтому обходилось без паники. Но иногда было трудно терпеть, настолько было жарко», – признается Хабенский.
«Было много приколов, связанных с Ромкой Курцыным. Мы же все трюки в основном делали сами**, и Ромка, у которого каскадерское прошлое, постоянно нас подкалывал. Тогда Константин Юрьевич предложил: «Давайте потом говорить на интервью, что мы все трюки делали сами, а вот Курцын – нет», – с улыбкой вспоминает Богданов.
Курцыну есть что ответить: «Я сделал уникальный трюк! Он будет в сцене, когда герои бегут по горящему лесу, а с деревьев капает кипящая смола. Мы сняли, как она попадает мне на руки. Конечно, вместо смолы был специальный гель, но на моей коже загорелось настоящее пламя. Такого до меня у нас в кино еще никто не делал!»
За камерой «Огня» стоял оператор Михаил Милашин («Лед», «Т-34», «Напарник», «Призрак»). Сцена тушения лесного пожара, в которой был задействован гидросамолет Бе-200, снималась одновременно шестью камерами. В кадре также можно будет увидеть вертолеты Ми-8 и самолеты Ил-62 и Ан-26.
За образы героев отвечала опытный художник по костюмам Екатерина Шапкайц («Трудно быть Богом», «Викинг», «Союз спасения», «Хрусталев, машину!»), а композитором фильма выступил дебютант Кирилл Бородулев***. Режиссер случайно познакомился с ним на своем мастер-классе в Тюмени.
Нужный вспоминает: «Кирилл подошел ко мне и предложил послушать его музыку. Мне понравилось – свежо, стильно, звучит профессионально. Я описывал ему свои ощущения от каждой сцены «Огня», а он воплотил эти чувства в ноты».
Музыкальное сопровождение было записано на «Мосфильме» Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки. Всего в этом процессе приняло участие 75 музыкантов.
«В «Огне» очень много того, за чем зритель идет в кино. Можно будет и поплакать, и посмеяться, и подумать. Это фильм для тех, кто действительно соскучился по живым эмоциям на большом экране», – отмечает Янковский.
«Огонь» – это захватывающее и зрелищное кино для всей семьи. Там будет и любовь, и саспенс, и много экшн-сцен. Нам всем сейчас тяжело, и есть, наверное, какой-то внутренний запрос на жизнеутверждающие картины. В этой связи наша, я уверен, очень хорошо прозвучит», – говорит Добронравов.
«Может быть, наш фильм поможет кому-то задуматься о том, что нужно беречь лес. Задуматься, что где-то там команды пожарных каждый день рискуют жизнью ради нас, мешая огню пойти на поселки и города. Эти ребята – настоящие герои, хочется отдать им дань уважения нашим фильмом», – отмечает Курцын.
«Огонь» – фильм о настоящих сильных мужчинах (привет девушкам из кафе!), которые каждый день спасают жизни, при этом рискуя своими, и умеют любить. К тому же картина наполнена любовью к России и русским людям. Только во вторую очередь «Огонь» – это аттракцион, но побывать благодаря кино внутри настоящей стихии – невероятные ощущения!» – констатирует Нужный.
«В «Огне» есть все по части мурашек. В каком-то смысле это довольно жесткая история, но и лиричная тоже. Немало будет и вещей, которые вызывают улыбку. В общем, зрителей ждет большой спектр всевозможных переживаний. И насчет попкорна… Я даже не уверен, будет ли на него время ?» – резюмирует Смоляков.
Убедиться во всем вышесказанном вы сможете 24 декабря**** 2020 года, когда фильм-катастрофа «Огонь» выйдет на большие экраны (для желающих – и в IMAX!). Экранная продолжительность драматической истории – чуть больше двух часов. Приятного просмотра всем, кому больше шести лет!
Майя Лепкова
Кадры и фотографии – кинокомпания «Централ Партнершип» и Instagram Алексея Нужного
* В последний съемочный день Нужный узнал, что Осипов трагически погиб во время исполнения своих профессиональных обязанностей. Вечная память!
** В рамках подготовки к съемкам исполнители главных ролей общались с пожарными и спасателями, смотрели документальные фильмы на тему и занимались физподготовкой по индивидуальным программам.
Но самый сложный трюк с парашютами все же выполнили профессионалы – пожарные-десантники Авиалесоохраны.
*** Бородулев написал саундтрек и к другому фильму Нужного – комедии «Обратная связь», вышедшей в прокат в этом декабре.
**** Старт проекта в кинотеатрах приурочен к профессиональному празднику сотрудников МЧС – Дню спасателя, который в России отмечается 27 декабря.
P.S. Материал SVeshalki с московской светской премьеры фильма «Огонь» + звездные мнения!