Мультистории Disney в цифрах
Почему студия Disney Animation активно взялась за продолжение старых историй?
Просто оригинальные сюжеты последних лет в основном не выстреливают в прокате, в том числе совместные с Pixar.
Можете сделать выводы сами, исходя из приведенных ниже международных кассовых сборов. Для сравнения указаны и производственные бюджеты проектов, если они известны.
Так, мульт «Вперед» (2020), номинированный на «Оскар-2021» как лучший анимационный фильм, заработал лишь 141,9 млн долларов, в том числе 61,5 млн на родине, при бюджете 200 млн долларов.
«Райя и последний дракон» (2021), тоже номинированная на премию Американской киноакадемии, заработала всего 130,4 млн долларов, 54,7 млн из них в США, при бюджете 100 млн долларов.
«Энканто» (2021), хоть и выиграло «Оскар-2022» в номинации «Лучший анимационный фильм», принесло его продюсерам лишь 256,7 млн долларов, в том числе 96 млн долларов в США.
«Базз Лайтер» (2022) заработал студии 226,5 млн долларов, в том числе 118,3 млн долларов на домашнем рынке, при бюджете 200 млн долларов.
«Странный мир» (2022) принес Disney лишь 73,6 млн долларов, 37,9 млн из них в США, при бюджете 180 млн долларов.
Мульт «Элементарно» (2023) – приятное исключение на их фоне, он собрал 495,9 млн долларов, но лишь благодаря успеху на азиатском рынке. Домашний бокс-офис составил 154,4 млн долларов, а бюджет – 200 млн долларов.
«Заветное желание» (2023), приуроченное к 100-летию компании Disney, не смогло преодолеть «кассовое проклятие оригинальных историй», как назвали его журналисты, хотя бюджет все же отбила.
Международные сборы анимации составили 254,9 млн долларов, в том числе 63,9 млн долларов в домашнем прокате, при бюджете 200 млн долларов.
В общем, получается, что не все мультфильмы даже смогли нивелировать затраты на производство, не говоря уже о суммах на маркетинг, а другие едва-едва смогли это сделать. Какая уж тут прибыль.
Ранее кассовые сборы проектов студии были куда больше – практически все вплотную приближались к отметке в 500 млн долларов или переваливали за нее, а то и вовсе превышали миллиард долларов.
Разберем на примерах некоторых проектов, вышедших в период 2010-2019 годов (на деле их было больше, но мы выбрали самые яркие).
Так, «Рапунцель: Запутанная история» (2010) заработала 591,7 млн долларов, в том числе 200,8 млн долларов в США, при бюджете 260 млн долларов, и была номинирована на «Оскар-2011» за лучшую песню.
«Храбрая сердцем» (2012) выиграла «Оскар-2013» за лучшую анимацию и принесла студии 538,9 млн долларов сборов, из них в США – 237,2 млн долларов, при бюджете 185 млн долларов.
«Ральф» (2012), хоть и уступил «Оскар» другому мульту Disney, собрал в прокате 471,2 млн долларов, в том числе 189,4 млн долларов в США, при бюджете 165 млн долларов.
Для сравнения, его сиквел – «Ральф против Интернета» (2018) – тоже остался без премии киноакадемиков в той же номинации, но заработал 529,3 млн долларов, 201 млн долларов из них на родине, при бюджете 175 млн долларов.
«Холодное сердце» (2013) выиграло два «Оскара» – за лучший мульт и лучшую песню – и заработало 1,280 млрд долларов, в том числе 400,7 млн долларов дома, при бюджете 150 млн долларов.
«Холодное сердце 2», вышедшее в 2019 году, было еще успешнее – 1,450 млрд долларов, 477,3 млн долларов из них – в США, при бюджете 150 млн долларов. На «Оскар» было номинировано только за песню и в итоге осталось без награды.
«Город героев» (2014) принес его создателям «Оскар-2015» в номинации «Лучший анимационный фильм» и 657,8 млн долларов, в том числе 222,5 млн долларов в США, при бюджете 165 млн долларов.
«Хороший динозавр» (2015), в отличие от остальных мультов того периода, был не слишком успешен (и нас это очень удивило) – 332,2 млн долларов, 123 млн долларов из них на домашнем рынке, при бюджете 200 млн долларов.
Лучший мульт на «Оскаре-2016» – «Головоломка» (2015) – заработал в прокате 858,2 млн долларов, 356,4 млн долларов из них на домашнем рынке, при бюджете 175 млн долларов. На премию киноакадемиков также претендовал за лучший сценарий.
«Зверополис» (2016), выигравший «Оскар-2017» за лучший анимационный фильм, принес его создателям 1,023 млрд долларов прибыли, лишь 341,2 млн долларов из них в США, при бюджете 150 млн долларов.
«Моана» (2016), претендовавшая на «Оскар» за лучший мульт и лучшую песню, но уступившая в обеих номинациях, заработала 643,3 млн долларов, в том числе 248,7 млн долларов на родине, при бюджете 150 млн долларов.
«В поисках Дори» (2016), у которой не было номинаций на «Оскар», собрала в прокате 1,028 млрд долларов, 486,2 млн долларов из них – в США, при бюджете 200 млн долларов.
Для сравнения, первая часть морской истории – «В поисках Немо» (2003) – выиграла «Оскар» за лучший анимационный фильм, а претендовала на него еще в трех категориях (за сценарий, саундтрек и звук).
При этом в прокате приквел собрал 895,6 млн долларов, в том числе 339,7 млн долларов на родине, при бюджете 94 млн долларов (+ 40 млн долларов на маркетинг).
К слову, в мае 2024 года американская пресса сообщила, что эта франшиза среди прочих «хитов прошлых лет рассматривается для перезагрузки и может возглавить кампанию».
«Тайна Коко» (2017), победившая на «Оскаре-2018» в двух категориях – за лучший анимационный фильм и лучшую песню, заработала в прокате 807 млн долларов, в том числе 209,7 млн долларов в США, при бюджете 175 млн долларов.
Ярким исключением в этом списке стала только анимация «Медвежонок Винни и его друзья» (2011), собравшая в прокате 33 млн долларов, большую часть – 26,6 млн долларов – в США. Правда, при бюджете всего 30 млн долларов.
Особняком стоят еще несколько мультов, но там сборы были минимальные по объективным причинам – пандемия и период после нее.
«Душа» (2021), удостоенная премии «Оскар» за лучшую анимацию и лучший саундтрек и претендовавшая на нее также за лучший звук, была в ограниченном прокате из-за пандемии коронавируса.
Мульт заработал в кинотеатрах 121,9 млн долларов, в том числе 946,1 тыс. долларов в США, при бюджете 150 млн долларов.
«Душа» практически сразу вышла на стриминге «Disney+», а на больших экранах демонстрировалась только в странах, где этот сервис недоступен.
Той же позиции студии придерживалась и с «Лукой» (2021), номинированным на «Оскар» за лучшую анимацию.
«Лука» заработал в прокате 51 млн долларов, в том числе 1,3 млн долларов на родине. Бюджет мульта не сообщается.
«Я краснею» (2022), претендовавший на «Оскар» за лучшую анимацию, был выпущен онлайн на «Disney+», американский прокат продлился всего несколько дней.
На больших экранах его показывали лишь в нескольких странах. В итоге мировые сборы «Я краснею» составили 21,5 млн долларов, в том числе 1,3 млн долларов на родине, при бюджете 185 млн долларов.
«Учитывая задержку с восстановлением кассовых сборов (после пандемии), особенно для семейных фильмов, гибкость остается основой наших решений по дистрибуции», – сказал тогда председатель правления Disney Media & Entertainment Distribution Карим Дэниел.
«Подписчики «Disney+» по всему миру с энтузиазмом восприняли «Душу» и «Луку», когда их премьера состоялась эксклюзивно на сервисе, и мы с нетерпением ждем возможности представить им «Я «краснею», – добавил Дэниел.
Теперь вы понимаете весь расклад 🙂 Раньше бокс-офис в принципе был больше, а у сиквелов любимых историй сборы почти всегда выше. Вот такая магия Disney 🙂
«Головоломка 2» (2024) только подтвердила эти выводы, да еще как! 🙂 Мульт собрал в прокате 1,696 млрд долларов, в том числе 652,9 млн долларов в Северной Америке, при предполагаемом бюджете 200 млн долларов.
Немного конкретики в официальных заявлениях. В ноябре 2022 года на пост генерального директора Walt Disney Company вернулся Боб Айгер.
В январе 2023 года он объявил о начале работы над продолжениями нескольких популярных анимационных проектов студии.
«Это отличный пример того, как мы полагаемся на наши классические франшизы», – сказал тогда Айгер порталу Deadline.
В июле 2023 года стало известно, что Айгер останется на своем посту до 2026 года, а не уйдет с него в конце 2024 года.
«Боб снова продемонстрировал беспрецедентную способность успешно трансформировать Disney для обеспечения будущего роста и финансовой отдачи», – заявили в правлении компании.
«Айгер вывел студию на стратегический путь создания ценности, и, чтобы обеспечить успешное завершение этой трансформации, согласился на нашу просьбу остаться», – добавили в правлении.
В общем, Айгеру и его начинаниям не просто дали зеленый свет, но еще и ярко подсветили дорогу к ним прожекторами 🙂
Речь о сиквелах «Моаны» (2024) и «Зверополиса» (2025) и триквеле «Холодного сердца» (2027). До продолжений старых и любимых зрителями историй точно выйдет одна оригинальная – «Элио» (2025).
«Элио» был запланирован до смены курса, но не оставлять же его из-за этого пылиться на сервере 🙂 Тем более что вполне может случиться чудо, как часто бывает в мультах Disney 🙂
Но, чтобы вы понимали, изначально премьера «Элио» намечалась на 2024 год, но в итоге вместо него в этом году выйдет сиквел «Моаны».
У новой «Моаны» есть все шансы побить бокс-офис оригинальной истории и подтвердить верность выбранного студией курса (и выводы экспертов) 🙂
Что касается Pixar, то в мае 2024 года президент студии Джим Моррис рассказал изданию Boomberg, что они планируют выпускать по три мульта каждые два года, но чередовать перезапуски с новыми историями.
«Сиквелы – это палка о двух концах, потому что аудитория может быть жестокой и очень быстро выносить суждения, но если только они того не стоят», – отметила тогда же старший вице-президент по развитию Линдси Коллинз.
Вряд ли этот план будет изменен, учитывая впечатляющий успех совместного проекта двух студий – «Головоломки 2», которая стала самой кассовой анимационной картиной всех времен и народов 🙂
Мы собрали полную историю успеха сиквела во всех смыслах эмоциональной истории, включая прогнозы, бокс-офис по неделям и многочисленные рекорды 🙂
Редакция продолжит держать вас в курсе событий проектов Disney (и Pixar) 🙂 Подписывайтесь на наш паблик, чтобы не пропустить ничего интересного 🙂
Майя Лепкова, Татьяна Витковская
Кадры и постеры – Disney Studios и Pixar Studios