«История Дэвида Копперфилда» по Армандо Ианнуччи
Любите ли вы современные экранизации зарубежной литературной классики так, как люблю их я? 🙂
Во-первых, они дают возможность не просто освежить в памяти книгу, а взглянуть на нее под другим углом.
Во-вторых, такое кино позволяет перенестись в далекое прошлое и осознать, что мы сейчас очень даже неплохо живем 🙂
Это особенно заметно, если экранизируют историю драматическую, пусть и делают в ней акцент на позитивных моментах*.
Театр, как известно, начинается с вешалки (SVeshalki, ха-ха!), а кино… В этом случае кино начинается с театра 🙂
Да, именно на сцене театра при полном аншлаге мы встречаем рассказчика – Дэвида Копперфилда. Нет, не фокусника, а героя романа английского писателя Чарльза Диккенса** 🙂
«Стану ли я героем собственной жизни? Это нам предстоит увидеть».
Дэвид появился на свет в полночь в поместье «Гнездо» с помощью домработницы Пегготти (Дэйзи Мэй Купер) и своей тети Бетси (Тильда Суинтон).
Последняя – весьма эксцентричная особа, да еще и острая на язык. «Пегготти – что за имя такое? Ваша мама в церкви чихнула, что ли?» 🙂
А главное – ждали девочку, а родился мальчик. Как мальчик? А вот так – мальчик, и теперь всем им с этим жить 🙂 Да уж, как говорит Пегготти, «весь наш мир – сплошная чепуховина» 🙂
С тех пор Дэвид живет с мамой Кларой (Морфидд Кларк) и прислугой и горя не знает. Летом ездит в дом-лодку в Ярмут, где его с радостью принимает любительница обнимашек, она же «женщина-выжималка» Пегготти со своей семьей.
Жизнь течет благополучно и размеренно, пока однажды на пороге «Гнезда» не появляется новый поклонник мамы Эдвард (Даррен Бойд). На этом безмятежное детство Дэвида заканчивается.
Озорной мальчишка никак не может поладить с отчимом, который явно его не любят. Доходит до ссоры, Эдвард бьет Дэвида, тот в ответ его кусает и… Оказывается в лондонской «ссылке» – на гуталиновой фабрике отчима.
Условия работы там, конечно, ужасные, остальные мальчишки – злые, а платят гроши, и те Дэвид отдает приютившей его семье Микобер, которую вечно преследуют кредиторы.
«В Лондоне полным-полно и чудес, и пороков, во всем мире столько нет», – говорит ему мистер Микобер (Питер Капальди). Пока Дэвид сталкивается только со вторым, но пытается «сражаться и во всем видеть лучшее».
Так он превращается из мальчика в юношу (Дев Патель), и вот уже сам учит новых мальчишек-работников на фабрике. Только оплата не меняется – герой по-прежнему нищий, как и Микоберы, у которых он все еще живет.
Однажды мистера Микобера забирают в тюрьму, а его семью и Дэвида выгоняют из дома, забирая в счет долга даже приготовленную на ужин курицу! Микобер уверяет, что «удача улыбнется очень скоро», но…
Беда не приходит одна – на фабрике Дэвида ждет отчим. В не самой приятной обстановке юноша узнает, что стал сиротой и даже не попрощался с мамой, ведь ему сообщили обо всем постфактум.
Да любой бы в этой ситуации сорвался, и Дэвид – не исключение. Разбив несколько банок с гуталином под аплодисменты детишек, он убежал с фабрики и так и несся до самого поместья своей тети, которую не видел много лет.
Эксцентричная Бетси Тротвуд – назвать ее старушкой язык не повернется – живет с даже более эксцентричным мистером Диком (Хью Лори), их любимое занятие – гонять ослов из своего сада 🙂
По мнению соседей, поспешивших предупредить Дэвида, у этой парочки «чердак не в порядке» 🙂 Но, право слово, речи героев так милы, что вы готовы простить им любые выходки 🙂
Дэвиду рады буквально до обморока 🙂 «Раз я материально содержу племянника, то его имя должно мне нравится». Так Дэвид становится Тротвудом 🙂
Дэвид-Тротвуд быстро находит общий язык с мистером Диком, который тот еще интроверт и социофоб, а порой и вовсе думает, что он – Карл I***, поэтому спрашивает у окружающих, крепко ли голова сидит на плечах 🙂
Казалось бы, что у них общего? Просто оба записывают свои мысли на обрывках бумаги, а, когда их становится слишком много, запускают змея – так «небо поглощает мысли». Процесс этого своеобразного ритуала – просто #огонь, а увидим мы его не раз 🙂
Впрочем, хватит пересказывать сюжет, читавшие книгу его знают, а тем, кто только познакомился с героями, не будем портить впечатление, им еще предстоит много интересного 🙂
Да, друзья, история превращения Дэвида Копперфилда из юноши в мужчину только начинается, и на этом пути будет немало как падений, так и взлетов, и, пожалуй, оставим его на хорошем моменте 🙂
Хотя… Простите мне последний спойлер? 🙂 Да и разве же это спойлер, если в начале шла речь о театре и выступлении 🙂 Дэвид станет известным писателем и докажет всем антигероям, что не даст в обиду ни себя, ни своих близких 🙂
Но до этого Копперфилду придется не раз солгать (скорее, не сказать всю правду, но тут такая тонкая грань) и после каждого падения суметь оставить прошлое в прошлом. «Не волнуйся, ты со всем справишься».
Добавлю интриги: из фильма вы также узнаете, как выглядит джентльменское остроумие, если ему учиться по книжкам, что бывает, если реальные истории рассказывать как выдуманные, и как любовь воздействует на глупых, но богатых, и умных, но бедных 🙂
У режиссера Армандо Ианнуччи получилась вдохновляющая драмеди с красивыми пасторальными и викторианскими видами Англии, яркими, хорошо прописанными персонажами и актерами, которые восхитительно их сыграли. Мои особые восторги – любимкам Хью Лори и Тильде Суинтон 🙂
А закончить хотелось бы фразой, которую герой Пателя говорит в другом фильме – «Отель Мэриголд: Лучший из экзотических»: «В конце все должно быть хорошо, а если не все хорошо, то это еще не конец» 🙂
Увидеть историю о том, как «сбежать нищим, а вернуться джентльменом», и при этом в непростых условиях написать мемуары, можно будет в онлайн-кинотеатрах с 17 сентября 2020 года (два часа, «12+»). Приятного просмотра!
Татьяна Витковская
Кадры и постер предоставлены кинокомпанией «Вольга»
* Комментарий режиссера Армандо Ианнуччи: «Все предыдущие фильмы по этой книге, которые я видел, были слишком серьезными. Да, разумеется, роман во многом драматичный, но в своей картине мне было интереснее уделить внимание веселым сценам».
** Роман «Дэвид Копперфилд» публиковался отдельными главами в пяти частях в течение 1849 года, а в 1850-м был издан отдельной книгой.
*** Карл I – король Англии в 1625-1649 годах, был казнен.