«Братья». Выжить в лесу и остаться людьми

«Братья». Выжить в лесу и остаться людьми
«Братья». Выжить в лесу и остаться людьми
User Rating: 4.6 (1 votes)

«В лесу ты один на один с собой, а себя не обманешь». Представьте: вам пять лет, вашему брату – на два года больше, и вы вынуждены сбежать из интерната в лес.

Вам придется прожить там долгие семь лет (как ни странно, они станут для вас самыми счастливыми), надеясь только друг на друга, потому что страшно возвращаться…

«Это невозможно», – наверняка скажете вы. Разве что где-то в сибирской тайге, и то не факт (и что такой номер пройдет, и что они смогли бы выжить).

Сотрите с лица эту ухмылку и сбавьте градус скепсиса. Действительно, сейчас, скорее всего, такого быть не может, но в послевоенные годы – точно да, тем более что… так и было.

Bratya 8

Все началось в 1948 году в пансионе на французском побережье, куда мать отправила сыновей, выбрав новую личную жизнь – без них. Сначала – на время, но шли месяцы, а она так и не возвращалась.

Руководство заведения не знало, что делать… Все-таки у них не детский дом. Однажды мальчики пытались спасти смотрителя, что, наоборот, привело к его неудачному падению и, кажется, смерти.

Напуганные дети не нашли ничего лучшего, чем бежать куда глаза глядят – только вперед, не смотреть назад. Их можно понять – никто не стал бы разбираться, братьев просто разлучили бы.

Сложно представить, как трудно им пришлось в следующие годы. Холод, голод, страх и только они двое в лесу… Пришлось методом проб и ошибок охотиться, различать ягоды и грибы, ловить рыбу.

«Мы быстро научились видеть все, что может дать природа», – впоследствии, уже в зрелые годы, расскажет Мишель в интервью прессе.

Bratya 9

Подворовывать, впрочем, тоже приходилось, но только из крайней необходимости. В основном старшему – Патрису (ради младшего), и тот потом долго не мог себя за это простить.

Так они и жили – на грани. Зимой все больше выживали, а вот летом была благодать – можно было плавать в реке, носиться по окрестным полям и… не мерзнуть.

«Мы не мерзлячие», – потом будут говорить они, и в это трудно не поверить. Ведь они жили в мороз в заснеженном лесу без теплой одежды (в собранной из подручных средств хижине).

«Если не считать этих суровых зим, жизнь в лесу была ни чем иным, как счастьем», – скажет позже журналистам Мишель.

Bratya 2

В 1955 году братья случайно оказались в деревне, где им, не задавая лишних вопросов, стал помогать местный рыбак. Один из мальчиков был так похож на его погибшего сына…

По воле случая в один из их визитов в деревню там оказалась бабушка братьев, приехавшая за свежим уловом и за несколько секунд успевшая понять, что перед ней внуки.

Свою дочь женщина не любила и пригрозила ей тюрьмой, если та не возьмет детей. Сама она этого делать не собиралась – на внуков нелюбовь тоже распространялась.

Мать-кукушка испугалась последствий, поэтому сыновей забрала, но не домой, а в специальный интернат. Чтобы хоть как-то обуздать нрав диких мальчишек, их разлучили… На целых шесть лет.

Вернуться к обычной – привычной для большинства – жизни им и так было непросто, а тут еще приходилось делать это поодиночке. Худшие годы жизни – определенно!

Bratya 7

Город со всеми его правилами и ограничениями после свободы леса – в принципе то еще испытание, и, наверное, именно оно стало даже большей травмой, чем годы до этого…

Теперь предлагаем пропустить следующие примерно сорок лет и переместиться во Францию во время, которое ближе к нашей действительности.

«Патрис как будто испарился», – говорит его жена Мишелю. «Я всегда боялся, что этот момент наступит», – отвечает младший брат.

А дальше он поедет искать Патриса (спойлер – и найдет)… Собственно с этого и начинается фильм Оливье Касаса «Братья».

Bratya 10

Продолжается он как раз воспоминаниями-флешбэками, перемежаемыми размышлениями Мишеля о разных периодах жизни и последствиях упоминаемых событий.

Сценарий на основе реальной истории братьев при участии одного из них – Мишеля де Робера – написали Оливье Адам и сам Касас.

Мишель – архитектор, с Оливье их познакомили общие друзья. Сначала они стали приятелями, а вскоре – уже близкими друзьями.

Братья де Робер почти всю жизнь скрывали драматичные подробности своего детства, не знали даже их жены и дети. Касас стал первым человеком, которому Мишель доверился.

Bratya 3

«От нашей матери мы унаследовали только одно – способность бросить все не раздумывая».

Взрослого Мишеля в фильме сыграл Иван Атталь («Брижит Бардо: Искусство жить»), а Патриса в те же годы – Матье Кассовиц («Амели»).

Оба актера перед началом съемок много общались с Мишелем, чтобы лучше понять эмоции братьев. Атталь максимально точно перенял интонации и повадки прообраза своего героя.

Сначала, когда Касас предложил роль Патриса Кассовицу, тот отказался. Но на этом, как вы понимаете, дело не кончилось. Оливье был настойчив…

Во время второго разговора режиссер сказал, что дружит с реальным участником истории и не может отдать роль его брата кому попало.

Bratya 5

Это сработало – до того, как Касас успел завершить звонок, Кассовиц уточнил: «Это реальная история?» Оливье подтвердил, и тогда Матье спросил лишь одно: «Когда начало съемок?» 🙂

У Касаса получилась сильная эмоциональная кинозарисовка о почти невозможном – выживших в диком лесу маленьких детях, а еще о силе братской любви и способах справиться с травмами.

Картина, где штрихами проплывают счастье и горе, радость и грусть, встречи и расставания, любовь и преданность, поддержка и исцеление.

#вопросизвопросов – возможно ли полное исцеление после такого? Опрошенные редакцией психологи с опытом в разных техниках в один голос утверждают, что нет*.

С тех пор психотерапия и фармакотерапия, конечно, продвинулись далеко вперед, но все равно нет. Временная ремиссия – да, и при этом вероятны многочисленные рецидивы.

Bratya 4

В те годы тоже можно было хотя бы попробовать помочь Патрису побороть депрессию, вот только надо было пытаться…

«… а мы не видели смысла рассказывать об этом другим. Это была наша история. Терапия проводилась между нами», – признавался Мишель в интервью.

«Мы делились своими воспоминаниями и вместе смеялись, вспоминая волшебные моменты свободы. Мы были так счастливы!» – поделился младший из братьев.

Патрис скончался за много лет до начала работы над экранизацией. Незадолго до смерти он сказал Мишелю: «Мы начали свою жизнь с конца, с самого лучшего».

Эта фраза звучит в фильме и красной нитью проходит через все повествование, посвященное памяти Патриса де Робера.

Bratya 6

Однажды во время продакшена Кассовиц спросил Мишеля: «Что бы произошло, если бы Патрис сейчас зашел в этот бар?»

Мишель тогда ему ответил: «Мы бы обнялись и помолчали, потому что говорить ничего не нужно». #всепонятнобезслов #наместьочемпомолчать

Между «исповедью» Мишеля Касасу и завершением сценария прошло несколько лет, все это время Оливье проводил многочисленные исследования и совершал поездки.

Так, Касас лично посетил те места, где братья жили в детстве, чтобы лучше проникнуться их атмосферой и точнее показать контраст между двумя мирами – городом и лесом.

В итоге режиссер принял решение отказаться от последовательного повествования и параллельно показывать зрителю две временные линии – детство/юность и зрелость.

Bratya Poster

Во Франции фильм вышел на больших экранах 24 апреля 2024 года. Бокс-офис за время проката составил 5,1 млн долларов. Местные критики тогда писали:

«События, положенные в основу фильма, потрясают и волнуют до глубины души» (Le Parisien); «Фильм предлагает глубокий кинематографический опыт, который заставляет задуматься» (Sortir a Paris).

Российские зрители смогут увидеть картину в кинотеатрах с 15 августа 2024 года. Экранная продолжительность истории – 1 час 45 минут. Приятного просмотра всем, кто «18+»!

Майя Лепкова, Татьяна Витковская

Кадры – компания «Russian World Vision»

* Подробный комментарий российского психолога, по нашей просьбе постаравшейся донести до читателей смысл максимально доступным языком: «Травму можно проработать, но возможна ретравматизация, если человек попадает в ситуацию, которая его триггерит.

Психологи говорят, что он оказался в «воронке травмы». Если к тому моменту он уже успел все проработать, то может суметь «поймать» себя на краю этой воронки и довольно быстро прийти в норму. Если же нет, то каждый раз он будет попадать на дно воронки и очень тяжело оттуда выбираться».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*