Аферистка vs. жертва
Уж сколько раз твердили миру: будьте осторожнее с незнакомцами, но… Впрочем, не всегда это возможно.
Обаятельная и циничная Марла Грэйсон обкрадывает пожилых людей, искусно прикрываясь заботой о них. Помогает, конечно, тоже, но обычно овчинка выделки не стоит. Это, скорее, такая видимость добродетели.
Одна афера за другой, и все ей сходят с рук, пока однажды… В конце концов это должно было случиться, даже самые ловкие мошенники когда-то прокалываются, причем на простейшем ?
Новая подопечная Марлы на самом деле не такая белая и пушистая, какой кажется ? Неожиданно сладкая жизнь аферистки превращается в игру на выживание с непредсказуемым финалом…
Все это происходит в криминальном триллере «Аферистка» режиссера и сценариста Дж. Блэйксона, известного по фильму-катастрофе «Пятая волна» и историческому мини-сериалу «Порох».
«Все началось с того, что я увидел в новостях сюжет о социальном работнике, который использовал свое положение в корыстных целях. Только представьте: на пороге однажды появляется человек с листом бумаги в руках, который дает ему полный контроль над вашей жизнью», — говорит Блэйксон.
«Одновременно хотелось снять фильм об амбициях и сделках с совестью, на которые идут те, кто стремится к успеху и богатству. О том, как сильные мира сего получили свою власть. Что за грани им приходилось пересекать? Каков был сопутствующий ущерб?» — отмечает режиссер.
«Думаю, кинематограф запрограммировал зрителя проникаться симпатией к успешным героям. История и общество учат нас уважать таких людей, не задумываясь о том, каким путем человек пришел к своему успеху, и забывая обо всех его недостатках», — добавляет режиссер.
Главную роль — собственно аферистки — исполнила обладательница премии «Эмми» Розамунд Пайк, а ее помощницы — Эйса Гонсалес. Противостоять им будут «оскароносная» Дайэнн Уист и лауреат «Золотого глобуса» Питер Динклэйдж. Но кто больший злодей в этом квартете, вопрос из вопросов 🙂
«В начале фильма Марла говорит: «Хороших людей не бывает». Я бы добавил, что и плохих людей не бывает. Все мы просто люди. Мы способны и на хорошие поступки, и на плохие. Нередко случается, что мы делаем и то, и другое одновременно», — добавляет Блэйксон.
«Обожаю создавать ситуации, в которых зрители сами не понимают, за какого из персонажей им следует переживать. Иногда удается заставить аудиторию сменить свои предпочтения по мере раскрытия сюжета», — признается режиссер.
«Это самый оригинальный сценарий из всех, которые попадали ко мне за последнее время, может быть, даже самый оригинальный из тех, что я вообще читала. Я никогда ничего подобного в кино не видела», — делится Пайк.
«В Марле было все, что я хотела в героине, хотя эти качества — безжалостность, амбициозность и целеустремленность, как правило, доставались героям-мужчинам. Эта роль была будто создана для меня!» — отмечает актриса.
«Было трудно оторвать взгляд, наблюдая за работой Розамунд на съемочной площадке! Мне кажется, роль Марлы стала одной из самых ярких в ее карьере», — считает продюсер Тедди Шварцман.
«Я — большой фанат творчества Розамунд, особенно мне понравился фильм «Частная война». Работать с ней в кадре — одно удовольствие! Пайк не боится появиться перед камерой в неприглядном свете, в то время как многих пугает такая перспектива», — говорит Динклэйдж.
Пайк возвращает комплимент: «Я давно мечтала поработать с Питером, поскольку обожаю его как личность и как профессионала. Динклэйдж умен, харизматичен и обладает исключительным чувством юмора — в общем, идеальный подельник ?».
Съемки «Аферистки» прошли летом 2019 года на 42 локациях и заняли в общей сложности 35 рабочих смен. Художником-постановщиком проекта выступил Майкл Гресли («Джентльмен грабитель», «Нация убийц»), а декоратором — Ванесса Нолл («В центре внимания»).
За камерой на проекте стоял оператор Даг Эмметт («Почти семнадцать», «28 спален»). Вот что говорит режиссер: «Он очень грамотно выставляет кадр и использует цвет. Даг сделал палитру картины колоритной и динамичной, в духе фильмов 1950-х и 60-х годов».
За стиль героев отвечала художник по костюмам Дебора Ньюхолл, в портфолио которой около тридцати кинопроектов, включая «Честный вор», «Хатико: Самый верный друг» и «Гордая Мэри», а также десятки театральных постановок.
«Джей четко дал понять, что в кадре должно быть как можно больше цвета, с фокусом на Марле, но с оглядкой на общую постановку кадра. Я решила сделать желтый ключевым цветом для героини, хотя для некоторых сцен подготовила другие костюмы», — отмечает Ньюхолл.
Музыкальные темы для фильма создал Марк Канэм, известный по проектам «Близко», «Вдова» и «Исчезновение Элис Крид» (дебютная работа Блэйксона сразу в качестве режиссера и сценариста).
«Картина получилась довольно легкой и ироничной, но в то же время и мрачной», — говорит Блэйксон. Пайк добавляет: «Местами фильм очень смешной, но всегда за ширмой комичности просматривается горькая правда реальности».
Премьера «Аферистки» состоялась на международном кинофестивале в Торонто в сентябре 2020 года. Картина получила положительные отзывы критиков во всем мире, ее рейтинг «свежести» в Rotten Tomatoes – 93%.
«Надеюсь, что зрителям понравится наш фильм, и они расскажут своим друзьям и родственникам, насколько им понравилось 🙂 Надеюсь, что «Аферистка» заставит зрителей задуматься, и спорить будут не только картине, но и о вопросах, которые в ней затрагиваются», — отмечает Блэйксон.
«Представители старшего поколения нередко становятся жертвами мошенников. Всем нам стоит задуматься над этим и быть готовыми к защите. Это касается не только наших престарелых родственников, но и нас самих, надо морально готовиться стареть», — резюмирует режиссер.
Российские зрители смогут увидеть «Аферистку» на больших экранах 19 февраля 2021 года. Экранная продолжительность истории — два часа. Приятного просмотра всем, кто «18+»!
Евгения Тихонова
Кадры из фильма и фотографии со съемок предоставлены кинокомпанией «Вольга»