«Грех» Андрея Кончаловского

«Грех» Андрея Кончаловского
«Грех» Андрея Кончаловского
User Rating: 3.7 (1 votes)

«Все восхищаются вашей работой. Вы лучше Рафаэля, Леонардо, вы превзошли всех. Микеланджело – божественный!»

Новый фильм Андрея Кончаловского «Грех» рассказывает об испытаниях на творческом пути гениального художника и скульптора Микеланджело Буонарроти. Сценаристом картины выступил сам Кончаловский, ему помогала Елена Киселева*.

«Героем фильма может быть сапожник или великий гений, но он должен стать нам близким из-за того, что мы видим его слабости, его пристрастия, его ожесточение, – говорит Кончаловский. – Он должен стать нам близким, потому что мы сами испытываем те же страсти и гонимся за той же мечтой…»

Greh 8

Итак, Флоренция, начало XVI века. Мы встречаем Микеланджело в тот момент, когда он параллельно работает над двумя проектами – гробницей Папы Римского Юлия и фасадом Базилики Сан-Лоренцо во Флоренции.

Буонарроти оказывается втянутым в борьбу между двумя самыми могущественными семьями Италии – Медичи и Делла Ровере. Он вынужден лгать и предавать, чтобы сохранить хорошие отношения с этими влиятельными особами и выполнить оба заказа.

Одновременно Микеланджело лелеет мечту создать нечто настолько прекрасное, что смогло бы искупить его грехи… Но в какой-то момент понимает, что своими работами не приближается к богу, а, наоборот, отдаляется от него… А вот его гений все ближе приближается к границе безумия…

Greh 5

В фильме «Грех» режиссер стремился показать мир человека эпохи Возрождения со всеми его предрассудками и верованиями. Мир гения, который борется с властными людьми, находится в состоянии конфликта со своей семьей и даже с самим собой.

«Мой фильм – это не размышление о живописи Микеланджело. Я вовсе не хотел снимать фильм о его произведениях, – подчеркивает Кончаловский. – Моей задачей было показать человека Ренессанса, который был гениальным художником, но вместе с тем обычным человеком со своими слабостями, страхами и недостатками».

По собственному признанию режиссера, он старался избегать мифологизации образа Микеланджело, желая показать настоящую эпоху Ренессанса, которую на большом экране часто романтизируют.

Greh 4

«Я не хочу видеть красивые портреты в кадре. Я хочу видеть людей в грязной одежде, пропитанной потом и пылью, – говорит Кончаловский. – Запах должен проходить сквозь экран и доходить до зрителей, ибо именно таким на самом деле и было Возрождение».

Идея снять фильм о Микеланджело впервые родилась у Кончаловского после прочтения четверостишия Микеланждело, посвященного его другу Джованни ди Карло Строцци:

«Мне дорог сон, хочу я с камнем слиться,
Забыть позор, утрату за утратой…
Не видеть и не ведать – вот отрада!
Утихни! Не буди! Дай сном забыться».

Greh 8

«Меня удивило, что Микеланджело может иметь такой взгляд на жизнь, и я захотел узнать о нем больше, чтобы начать понимать его, – рассказывает режиссер. – Я начал жадно читать книги на эту тему, а также письма и стихи Микеланджело, которые, как мне кажется, открыли мне личность художника».

Путь от идеи для фильма до его съемок занял долгие восемь лет. Кончаловский самостоятельно изучил живопись эпохи Возрождения, а также провел серьезную и кропотливую работу с учеными и историками, в том числе с архитектором и писателем Антонио Форчеллино, который считается главным экспертом по Микеланджело в Италии.

Greh 9

«XVI век стерт из современного воображения телесериалами и голливудскими фильмами, которые предлагают нам столетие, сотканное из изображений ухоженных рук, лакированных ногтей и взбитых волос, – говорит Форчеллино. – Кончаловский в своем фильме смог технически и визуально воссоздать реальную эпоху до последней детали! Руки испачканы, ногти сломаны от работы, волосы пропитаны потом, мраморной пылью, золотыми листьями и синим лазуритом – именно такими были художники Возрождения».

В процессе консультаций Кончаловскому предложили включить в фильм прочтение текстов Данте Алигьери, так как «Микеланджело питал фанатичную преданность его произведениям», и режиссер последовал этому совету.

Greh 2

Поиски исполнителя главной роли заняли восемь месяцев. В итоге Кончаловский предложил ее итальянцу Альберто Тестоне, имевшему относительно небольшой актерский опыт. Режиссера среди прочего привлекло «поразительное сходство Тестоне с сохранившимися портретами Микеланджело».

Что касается остальных героев, то Кончаловский принципиально не хотел приглашать на их роли известных актеров, так как это нарушило бы «ощущение максимальной достоверности». Режиссер хотел, чтобы лица основных актеров не ассоциировалось у зрителей с другими проектами.

Компанию Тестоне на съемочной площадке составили Орсо Мария Гуэррини, Массимо Де Франкович, Глен Блэкхолл, Якоб Диль, Франческо Гаудиелло, Адриано Кьярамида, Антонио Гарджиуло, Федерико Ванни, Симон Тоффанин и Юлия Высоцкая.

Greh 7

Художником-постановщиком картины выступил Маурицио Сабатини, за декорации отвечал Стефано Пальтриньери, а за визуальные эффекты – Александр Серков. В исторической картине прозвучит «Реквием» композитора Джузеппе Верди в аранжировке Эдуарда Артемьева.

Художником по костюмам на проекте был Дмитрий Андреев, гримом актеров занимался Джино Таманьини, а прическами – Дезире Корридони. Одежду для героев – всего более шестисот костюмов – создавали по рисункам и гравюрам. В случае с образом Микеланджело творческая группа руководствовалась портретом художника, выполненным его современником Даниеле да Вольтерра.

«Я не хотел, чтобы зрители обращали внимание на костюмы, чтобы в глаза бросалась их красота. Напротив, они должны были слиться с остальной частью изображения, – говорит Андреев. – С точки зрения режиссуры, этот подход обеспечивал создание единой фрески, в которой ни один из элементов не затмевает другой, подобно потолку Сикстинской капеллы».

Greh 3

Съемки картины начались 28 августа 2017 года в карьерах Пьетрасанты, где Микеланджело добывал мрамор для своих творений, затем продолжились в Тоскане, а завершились 4 декабря 2017-го в Риме, где в павильоне была построена декорация Сикстинской капеллы в натуральную величину. Последнюю возводила команда из тридцати мастеров, скульпторов, плотников, художников и штукатуров.

«Я с большим трепетом отношусь к Италии и восхищаюсь ее культурным и историческим богатством. Сложно переоценить значение этой страны для русской культуры, – говорит генеральный продюсер фильма Алишер Усманов. – В эпоху Возрождения меценаты старались не вмешиваться в творческий процесс, верить художникам и ценить их, именно этот принцип и я беру за основу, когда сотрудничаю с деятелями культуры».

Совместный кинопроект России и Италии можно будет увидеть на больших экранах 14 ноября 2019 года. Продолжительность фильма – чуть более двух часов («16+», трейлер). Приятного погружения в искусство!

Евгения Тихонова

Кадры из фильма предоставлены The Walt Disney Company Russia & CIS

* В качестве соавтора сценария Киселева дебютировала в фильме Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014). Впоследствии они также сотрудничали на картине «Рай» (2016). «Грех» станет их третьим совместным проектом, а в 2020-м грядет и четвертый – «Дорогие товарищи».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*